Страницы: 1 2 3 4

Волшебные травы и заморские плоды

Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся, среди великого множества нужные для себя разыскивают. Сибиряки и сейчас нередко видят, как маралы (сибирские олени) весной, чтобы сил набраться, раскапывают и едят корни левзеи, которую в народе так и зовут — маралий корень. А бурятские охотники знают, что раненые олени едят красную гвоздику, которую ценят в тех местах как средство, останавливающее кровотечение. Да вы и сами не раз, наверное, видели, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном длинный, узкий, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая. Еще откусят, потом еще. И что-то всё выискивают, вынюхивают.

Внимательный глаз да хорошая память многое могут сделать. Заметить, запомнить, другим передать. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Много легенд и мифов сложено о том, как излечивались страшные болезни волшебными травами да заморскими плодами.

Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в лес в ночь на Ивана Купалу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда ночь самая короткая, а день самый длинный.

Жутко. Темно. Таинственно всё вокруг. Мерцают какие-то огоньки, рассыпанные в траве, кто-то глухо ухает в чаще леса. Сучья и коряги цепляются за одежду, будто кто поймать хочет. Но люди шли, перебарывая страх, чтобы найти несуществующий цветок.

Веселым праздником был Иванов день. Пылали костры, взметая ввысь столбы искр. Люди прыгали через костры. По преданию, огонь очищал от всякого зла и болезней. Купались в воде с «ивановскими травками» (крапивой, мятой, полынью), парились в бане с душистыми вениками. Веники готовили особые: молодые березовые и дубовые ветки перемешивали с «ивановскими травками».

Банные веники издревле ценились на Руси как действенное лекарственное средство. Дань собирали вениками. А в XVI веке крестьяне подмосковных сел платили вениками и лекарственными травами оброк царю и боярам.

В 1650 г. царь Алексей Михайлович приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем и описать, где какие из них растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции: «Надрав тое траву, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та трава от жару не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел».

Сбор полезных диких растений окружался ореолом таинственности. Но знания трудно удержать в секрете. Проверенные на практике умения применять целебную силу растений передавались из рода в род как величайшая ценность.

Разные обычаи, связанные со знанием полезных свойств растений, бытовали в народе. Для  «легкого» запаха в доме приносили веники крапивы, богородицкой травы и других душистых растений. Для борьбы со всякой «нечистью» окуривали избы травами, а щели под окнами и дверьми затыкали ветками рябины, осины, березы, молодых дубов. И отступали болезни, пропадали докучливые насекомые. В чем секрет? «Всё от бога» — так объясняли церковные служители. А болезни — «божие наказания за грехи, и лучшее лекарство — покаяние и молитвы». Обычно перед использованием лекарственные травы «освящали», тогда они будто бы приобретали целебные свойства.

Первыми врачами в средневековье были монахи. В XI в. в Киеве славились Демьян Целебник и Агрипит, который вылечил Владимира Мономаха и был отличным знатоком, «каким зельем целится какой недуг». Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смер. Его пригласил в Киев Владимир Мономах. Лекарства (сушеные травы) везли из Константинополя — Царьграда и из генуэзских колоний в Крыму. Но скоро в монастырях монахи начали собирать и сушить местные лекарственные травы, в основном те, которые описывались в греческих травниках или были похожи на них. Этими травами лечили больных.