Положение женщины при капитализме и социализме

Говоря о судьбе женщин царской России и их положении, обратимся к некоторым произведениям искусства, где эта тема нашла свое яркое воплощение. Наши талантливые художники стремились показать, как в дворянской и купеческой «цивилизованной» среде под влиянием религии женщина превращалась в забитую и покорную рабыню своего мужа.

Вы, конечно, знаете картину В. В. Пукирева «Неравный брак». Оригинал ее хранится в Третьяковской галерее. Напомним ее содержание. В церкви под венцом стоят богатый старик-сановник и бедная девушка, по возрасту годная ему во внучки. Сейчас им наденут обручальные кольца, и обряд бракосочетания свершится, после чего душа и тело молодой женщины будут принадлежать дряхлому сластолюбцу. Страшная брачная жизнь впереди—такова участь, которая ожидает невесту, и на лице ее мы видим нравственные страдания, ужас, смятение чувств. Силой православной церкви закрепляется действительно неравный брак не только по возрасту, но и по социальному положению. Власть денег — вот что соединяло людей в браке безвозвратного прошлого.

Вспомним и другие картины, показывающие насилие религии над волей и душой человеческой, безвыходность положения женщины, равнодушие и бесчеловечность богатых. Это картины Ф. С. Журавлева «Перед венцом», В. Е. Маковского «Освящение публичного дома», Н. В. Неврева «Воспитанница», Н. А. Ярошенко «Выгнали» и т. д. Какую впечатляющую силу оставляют эти произведения, позволяющие глубже понять сущность царизма.

Снисходительное и даже презрительное отношение к женщине нашло свое выражение и во многих пословицах: «Люби жену, как душу, тряси ее, как грушу» или «Если хочешь знать, как поступить, спроси жену и делай наоборот» и т. д.

С выходом замуж бесправное положение женщины нередко усугублялось, она лишалась самостоятельности. Бытовало мнение, что круг интересов женщины ограничивается четырьмя «К». Вот расшифровка этих букв: Kirche, Kuche, Kinder, Kleider, т. е. церковь, кухня, дети, платья. Действительно, этими пресловутыми немецкими «К» замыкался круг интересов замужней женщины.

Еще более суживался круг на Востоке, где положение женщины в прежние времена было особенно тяжелым. Магометанская религия и феодально-байские обычаи держали женщину в полной покорности, повиновении и послушании, т. е. низводили ее до положения бессловесной рабыни, не имеющей никаких прав в обществе и семье. Деторождение, хлопоты около домашнего очага, паранджа, затворничество, побои и оскорбления — вот и все, к чему сводилось бытие женщины Востока.

В царской России из всех женщин, занятых наемным трудом, 80% работали в качестве домашней прислуги и батрачек и только 13% женщин были заняты в промышленности и строительстве и 4%—в просвещении и здравоохранении.

Так было. Коммунистическая партия, Великий Октябрь навсегда раскрепостили женщину, сделали ее свободным, равноправным членом нашего общества, открыли ей дорогу в жизнь, окружили вниманием и заботой. Свободный коллективный труд поднял и возвеличил ее.

В мире социализма нет места правовому неравенству женщины. Советский социалистический строй убедительно показал всему миру образец решения женского вопроса — сложнейшей социальной проблемы о положении женщины в обществе и семье, о путях ее освобождения.

В первые годы Советской власти был издан ряд декретов: о введении равной оплаты за равный труд для женщин и мужчин, об охране материнства и детства, о браке и разводе и другие декреты.

Наша Конституция предоставляет женщине равные права с мужчиной во всех областях хозяйственной, государственной, культурной и общественно-политической жизни.

Раскрепощение женщин, составляющих половину населения страны, приобщение их к участию вместе с мужчинами в общественно-производственной деятельности явились одним из решающих условий победы и укрепления диктатуры пролетариата.

Из всех занятых в отраслях народного хозяйства СССР женщины составляют: в строительстве — 29%, в промышленности— 45%, в просвещении — 62%, в здравоохранении— 86%. В Верховный Совет СССР избрано около 390 женщин. Это больше, чем избрано женщин в парламенты всех капиталистических государств, вместе взятых. Свыше 30 тысяч женщин — кандидаты и доктора наук. Женщина у нас — и новатор производства, и ученый, и писатель, и министр.

Чувство гордости испытывали мы, когда женщина стала равной с мужчиной и в космосе. Наша русская девушка Валентина Терешкова утвердила равноправие женщин на самом высшем уровне. В этом подвиге как бы в сконцентрированном виде проявились место и роль женщины в борьбе народа за коммунизм.

Общественно-политическое и экономическое равноправие женщины при социализме определяет и полное равноправие ее в семье. Как мужчина, так и женщина имеет в браке одинаковые права и обязанности, устранена подчиненность одного по отношению к другому, все вопросы семейной жизни решаются в полном согласии.

Участие женщины в народном хозяйстве укрепляет ее позицию и в семье. Образованная, культурная, активная женщина является и другом, и воспитательницей детей, и организатором семейного очага. Государство рядом мероприятий облегчает родительские заботы и улучшает материальные и бытовые условия в семье.

В условиях нашей советской действительности женщина стала не только спутницей жизни мужчины, не только женой и домашней хозяйкой, но и товарищем в труде, общественной жизни.