Диспансеризация детей у стоматолога

В разделе приведены содержание и методика диспансеризации всего детского населения у стоматологов. Определены задачи участкового стоматолога-педиатра на всех этапах проведения диспансеризации, его роль в общей системе детской стоматологической службы в СССР. Конкретизированы задачи стоматолога при диспансеризации всего детского населения в системе педиатрической службы и при диспансеризации декретированных групп детей во все возрастные периоды. Описаны особенности диспансеризации детей с отдельными видами патологии: кариес и его осложнения, заболевания краевого пародонта, аномалии развития зубочелюстно-лицевой системы, опухоли, травма; определена роль специалиста и участкового стоматолога в проведении этой работы. Приведены методы обследования детей с целью своевременного выявления всех видов аномалий, методы устранения причинных факторов оказания доортодонтической и первой ортодонтической помощи.

В разделе 29 рис., 3 схемы, 10 таблиц, библиография — 125 наименований.

    Содержание

    Глава I. Научно-организационные основы содержания и методики диспансеризации детей у стоматолога
  • Диспансеризация — метод профилактической медицины в СССР
  • Основные принципы диспансеризации детского населения
  • Организация диспансеризации детей у стоматолога
  • Анализ качества организации и эффективности диспансеризации детей у стоматолога
  • Глава II. Диспансеризация детей со стоматологическими заболеваниями терапевтического профиля
    Кариес зубов и его осложнения
    Заболевания краевого пародонта у детей
    Глава III. Диспансеризация детей с заболеваниями хирургического профиля Диспансеризация детей с пороками развития лица и челюстей     
    Диспансеризация детей, перенесших травму лица и челюстей      
    Диспансеризация детей с опухолями и опухолеподобными
    процессами в челюстно-лицевой области
    Глава IV. Диспансеризация детей у стоматолога с целью профилактики, ранней диагностики и своевременного лечения зубочелюстно-лицевых аномалий
    Методы клинического обследования дошкольников, используемые участковым стоматологом для диагностики зубочелюстных аномалий
    Группировка детей для диспансерного наблюдения и содержание работы, направленной на профилактику и лечение зубочелюстных аномалий
    Роль ортодонта в организации лечебно-профилактических мероприятий в процессе диспансеризации детей у стоматолога
    Литература

Основой стоматологии, как и всей советской медицины, является ее профилактическая направленность. По определению Н. А. Семашко (1926), «профилактика — это путь, которым мы идем, диспансеризация — метод осуществления профилактических задач».

В 1962 г. на IV съезде стоматологов член-корреспондент АМН СССР А. И. Евдокимов выдвинул идею и определил задачи диспансеризации населения со стоматологическими заболеваниями.

Право на охрану здоровья советского народа, закрепленное Конституцией (Основным Законом) СССР, обеспечивается государственной системой здравоохранения, осуществлением мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, воспитание здорового молодого поколения, продление активной жизни советских людей.

В связи с этим возрастают обязанности всех специалистов педиатрического профиля по воспитанию здорового ребенка. Большая роль в решении этих задач принадлежит детским стоматологам.

В настоящее время отдельные стоматологические учреждения уже осуществляют диспансеризацию детей с врожденными расщелинами губы, неба, с заболеваниями слизистой оболочки полости рта, с целью профилактики аномалии прикуса и т. д. Однако более правильным методом организации стоматологической помощи детям, учитывая инициативную форму и участковый принцип работы детского стоматолога, является диспансеризация не по стоматологическим заболеваниям, а диспансеризация всех детей у стоматолога, что связано с высокой распространенностью основных стоматологических заболеваний у детей. В диспансеризации нуждаются дети, лечение которых проведено в условиях специализированного стоматологического стационара у хирурга, ортодонта, пародонтолога и т. д. Они должны наблюдаться стоматологами в течение длительного времени — от начала лечения до полного выздоровления, а в ряде случаев до окончания формирования лицевого скелета. Диспансеризации подлежат также дети с врожденными пороками развития лица, по поводу опухолей и опухолеподобных новообразований, перенесшие травму, дети с различными заболеваниями пародонта, а также с целью предупреждения развития деформации прикуса.

Работ, в которых были бы обобщены рекомендации по организации диспансеризации всего детского населения у стоматолога, описана роль участкового стоматолога и врачей-стоматологов специализированной службы, до настоящего времени не было.

Данный раздел имеет целью в определенной мере заполнить этот пробел. В работе предлагаются рациональные организационные формы диспансеризации детей у стоматолога, методы планирования работы, учета ее эффективности и т. д.

Диспансеризацию детей осуществляет участковый стоматолог-педиатр. В его задачу входит умение смотреть на ребенка при исследовании глазами педиатра, стоматолога-терапевта, хирурга и ортодонта. Участковый врач должен увидеть не только сформированную патологию терапевтического, хирургического и ортодонтического профилей, но и ранние признаки этих патологических процессов и заболеваний, увидеть условия, повышающие риск возникновения патологии, быть хорошо ориентированным в вопросах педиатрии и возможностях хирурга-стоматолога и ортодонта, знать последовательность их медицинской тактики и быть активным участником всех профилактических мероприятий стоматологических заболеваний у детей любого профиля. Он несет ответственность за своевременность выявления патологии, правильность направления ребенка к специалисту другого профиля и наблюдает во все последующие периоды развитие ребенка в порядке двойного дифференцированного контроля за контингентом детей хирургического, ортодонтического и других профилей.

В основу раздела положены методические рекомендации Главного управления здравоохранения г. Москвы для внедрения в практику, а также данные межрайонной детской стоматологической поликлиники № 26 Москвы (главный врач Г. А. Блехер); кафедры стоматологии детского возраста Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ) (зав.— проф. Т. Ф. Виноградова) и хирургической клиники кафедры стоматологии детского возраста Московского медицинского стоматологического института (ММСИ) (зав. — проф. А. А. Колесов), представленные доц. В. В. Рогинским.

Раздел рассчитан на участковых стоматологов-педиатров, главных врачей стоматологических и педиатрических учреждений. Кроме того, он может представлять интерес для врачей детских дошкольных учреждений (дома ребенка, ясли, детские сады и т. д.) и школ.