Олигофрении

Клинико-экспертная характеристика. Последствия перенесенных поражений, заболеваний, дисплазии мозга с задержкой умственного развития и формирования личности в целом. Клиническая картина зачастую зависит не столько от этиологии поражения, сколько от того периода, когда действовала та или другая вредность: первая половина внутриутробной жизни (период бластогенеза, органогенеза) или вторая (период развития более молодых в онтогенетическом отношении систем), пренатальный, постнатальный период, первые 2—3 года жизни и т. п. Состояния резидуальные, не-прогредиентные, при экспертной оценке которых большое значение имеют три основные клинические характеристики: 1) клиническая или нозологическая форма олигофрении; 2) степень задержки интеллектуального развития; 3) тип олигофренического дефекта, включая пороки развития других органов и систем.

Нозологическую принадлежность олигофрении в повседневной практике не всегда удается установить (с учетом этиологического фактора описано более 40 форм данного заболевания). Отсюда нозологический принцип классификации не исключает на современном этапе выделения ряда клинических форм (болезнь Дауна, микроцефалия) и недифференцированных состояний. В настоящее время с учетом анамнеза, клинической картины, данных комплексного обследования больных, ряда параклинических исследований удается диагностировать такие, например, этиологически достоверные формы, как токсоплазмоз, фенилпировиноградная олигофрения, рубеолярная эмбриопатия, кретинизм, последствия перенесенных травм, инфекций, резус-конфликта и пр.

Учет отдельных форм важен, так как возможности трудовой и социальной адаптации при каждой из них не всегда одинаковы. При микроцефалии, например, обычно отмечается глубокая по степени задержка интеллектуального развития, препятствующая приспособлению больных к труду. Больные с болезнью Дауна при относительной живости психики, способности к подражанию редко оказываются способны к систематическому труду в профессиональных условиях. При фенилпировиноградной олигофрении при систематическом лечении и особом виде диеты можно избежать формирования глубокого дефекта и добиться большей, чем в других случаях, адаптации больных в жизни. У больных с последствиями перенесенных в возрасте 1—2 лет травм и инфекций интеллектуальная неполноценность менее тотальна, более сохранна личность больных, чаще наблюдается возможность приобретения легких профессий ручного труда и т. п.

Степень задержки умственного развития имеет еще более важное значение при оценке функциональных возможностей больных олигофрениями. При идиотии (глубокая интеллектуальная неполноценность, жизнь «на уровне инстинктов», неразвитая речь, моторика, эмоциональная сфера, пороки развития других органов и систем) больные не способны к самообслуживанию, нуждаются в постоянном уходе и надзоре, а часто могут существовать лишь в условиях особого содержания. При имбецильности выраженный интеллектуальный дефект препятствует больным в приобретении простейших школьных знаний, однако не мешает им приспосабливаться к труду, осваивать элементарные трудовые навыки, простейшие факты и представления обыденной жизни, навыки поведения в обществе и т. п. При глубокой задержке развития интеллекта, бедной речи, ограниченном круге представлений, элементарности, конкретности мышления, инфантильности, примитивности эмоций больные способны после периода трудового обучения приступить к труду в профессиональных условиях. Дебильность — задержка умственного развития —достаточно выражена, суждения трафаретны, примитивны, понятия элементарны, абстрагирование недоступно, речевой запас ограничен, имеются дефекты произношения, эмоции бедны, личность инфантильна. В специальных школах больные дети способны получать начальные школьные знания (в пределах 4 классов), могут быть подготовлены к систематическому труду, приобретают несложные (чаще ручного типа) профессии, способны жить самостоятельно,
Типы олигофренического дефекта, т. е. качественная характеристика клинического состояния, структуры его, имеют не менее важное значение при оценке функциональных возможностей больных. При основном неосложненном типе олигофренического дефекта, когда клинические проявления главным образом ограничиваются малоумием и инфантилизмом, остальные нарушения нерезко выражены, больные наиболее легко приспосабливаются к труду (даже при имбецильности). Олигофреническнй дефект с астенической и психоорганической симптоматикой также далеко не всегда препятствует вовлечению больных в трудовую деятельность (в облегченных условиях). При сочетании в структуре дефекта задержки умственного развития со значительными аффективными нарушениями (торпидные, возбудимые), психопатизации личности или с психопатоподобным поведением систематический труд редко бывает доступен. При сложном типе олигофренического дефекта, к которому могут быть отнесены так называемые осложненные случаи олигофрении (гидроцефалия, симптоматическая эпилепсия) с известной прогредиентностью, симптоматика многообразна. У больных отмечаются очаговые нарушения, двигательные расстройства, более грубая патология речи, нарушение гнозиса, праксиза, эпилептиформные припадки, астенизация психики, аффективные расстройства, грубо неправильные формы поведения, дефекты развития сердечно-сосудистой, костно-мышечной, желудочно-кишечной систем, патология со стороны органов слуха, зрения и т. п. Больные обычно беспомощны.

Методы выявления морфологических изменений и функциональных нарушений. Сбор анамнестических сведений, объективных характеристик из семьи, вспомогательных школ, производственное обследование, детальное комплексное обследование больных для уточнения тяжести всех имеющихся дефектов развития (осмотр невропатолога, хирурга, терапевта, окулиста, отоларинголога, рентгенограмма черепа и т. п.).

Клинический и трудовой прогноз, показанные и противопоказанные условия и виды труда. Значительному проценту, этих больных доступны несложные виды труда (подсобный, ручной), при задержке умственного развития в степени дебильности возможно приобретение простых профессий. В случаях имбецильности при простом, неосложненном, а также при астеноорганическом типах дефекта больные также способны к систематическому участию в посильном труде. При психопатоподобном и осложненном дефекте прогноз неблагоприятен, больным бывает доступен труд лишь в условиях специального режима (лечебно-трудовые мастерские диспансеров, домов для инвалидов). Ряд больных с этими двумя типами дефектов, а также с задержкой интеллектуального развития степени идиотии не способны к навыкам самообслуживания.

Критерии определения группы инвалидности. Инвалидность I группы устанавливают в случаях идиотии и тяжелых, комбинированных дефектах больным, нуждающимся в постоянном уходе и надзоре, II группу — больным дебильностью и имбецильностью при сложной структуре дефекта, осложненных олигофрениях, больным, не способным к систематическому труду в профессиональных условиях; III группу — больным с дебильностью с осложненными дефектами, имбецильностью, способным трудиться в облегченных условиях, с уменьшенной нормой, при систематическом надзоре, руководстве и т. п.

Больные олигофренией степени дебильности, приобретшие несложные специальности, способные к самостоятельному существованию, без контроля и помощи родных, инвалидами не признаются.

Пути реабилитации. Возможности трудовой и социальной адаптации зависят от своевременно начатого и правильно проводимого трудового обучения, специальных коррекционно-воспитательных мероприятий.