Профилактика травм глаз у детей

Страницы: 1 2

Профилактика повреждений органа зрения у учащихся общеобразовательных школ и профессионально-технических училищ во время их работы в учебных механических мастерских и в период производственной практики на предприятиях сводится в основном к выполнению всех гигиенических требований, предъявляемых к мастерским и производству, а также безусловному соблюдению всех правил техники безопасности. Наибольшее значение из этих требований и правил имеют следующие:

1.       Нельзя работать у станка, верстака и т. п. при плохом освещении. Освещенность рабочих мест не должна быть ниже предусмотренной ГОСТ. Светильники должны постоянно содержаться в чистоте, а перегоревшие лампы тотчас заменяться новыми той же мощности. Контроль освещенности проводится ежемесячно.

2.       Очень важным средством индивидуальной защиты глаз являются очки. При нормальном зрении учащиеся должны пользоваться стандартными защитными очками, а при пониженном зрении, исправляющемся стеклами, — корригирующими очками. В последнем случае весьма целесообразно оборудовать очки дополнительными пластмассовыми щитками, крепящимися на передней части заушников. Очки с боковыми щитками достаточно надежно защищают глаза от осколков. Надо сказать, что многие не любят носить на работе очки. К ношению защитных очков надо привыкнуть. Они защищают от попадания в глаз инородных тел, которые летят спереди прямо. Чтобы не стать помехой в работе, очки должны подбираться и подгоняться индивидуально на каждого учащегося и правильно храниться. После работы стекла протираются чистой мягкой тканью, и очки укладываются в специальный футляр или коробку. При появлении царапин, трещин и других дефектов, нарушающих прозрачность и прочность стекол, последние надо заменять на новые.

3.       Обязательно содержание в исправности и правильное использование защитных приспособлений, смонтированных на станках. В частности, наждачный станок непременно должен быть закрыт прочным стальным кожухом и оборудован защитным стеклянным экраном. Без такого экрана или защитных очков работать на нем нельзя.

4.       Категорически запрещается работать на неисправных станках и другом оборудовании.

5.       При установке учебного оборудования также необходимо соблюдать предусмотренные нормативами интервалы. Близко расположенные станки и особенно верстаки должны разгораживаться мелкоячеистыми защитными сетками, возвышающимися над рабочей поверхностью не менее чем на 70 —80 см.

6. Учащиеся низкого роста должны пользоваться специальными подставками под ноги с тем, чтобы соблюдать нормальное рабочее расстояние между обрабатываемой деталью и глазами. Еще удобнее, если верстаки и другие станки будут оснащены подъемными устройствами, позволяющими приспосабливать их высоту к росту ученика.

7.       Инструмент, которым пользуются учащиеся, должен соответствовать гигиеническим требованиям к размерам инструментов для школьных учебных мастерских и не иметь заусениц, трещин и других дефектов, увеличивающих опасность возникновения осколков.

8.       В помещениях, где находится и работает человек, должна быть чистота. Загрязненный воздух вызывает воспаление соединительной оболочки век, при котором малейшее повреждение глаза может привести к плохому исходу. Устранение из воздуха помещений пылевых частиц с помощью хорошей вентиляции, конечно, намного уменьшает число случаев засорения глаз.

Рабочее место должно содержаться в чистоте и не загромождаться. Стружка должна убираться специальной щеткой, нельзя ее сметать рукой или сдувать. Руководить производственным обучением школьников и учащихся ПТУ могут только педагоги, имеющие специальную подготовку. И прежде чем ребята возьмутся за инструменты, им необходимо усвоить правила техники безопасности и в первую очередь пункты, касающиеся предупреждения глазных травм. Эти правила должны быть написаны крупным шрифтом и вывешены на видном месте.

При комплектовании профессионально-технических училищ и распределении для обучения по специальностям учащихся общеобразовательных школ должен проводиться строгий профессиональный отбор с учетом состояния и функций органа зрения.

Активное участие в борьбе с глазным травматизмом среди детей должны принимать не только родители, педагоги, воспитатели, медицинские работники, но и пионерские, комсомольские, общественные организации, вся общественность, все сознательные граждане. Только постоянная настороженность всего взрослого населения в отношении глазных травм у детей может повести к значительному снижению их числа.