История анатомии

С развитием сознания человек познавал окружающий мир и, естественно, самого себя. На путях познания мира и сущности живого возникало много волнующих событий, разочарований и жертв. Ни в одной отрасли науки не было столько драматизма, как в медицине, где еще на заре цивилизации мистика и религия, ловко используемые властью имущих, тормозили попытки людей познать строение человека. Поэтому история анатомии, основные пути ее становления излагаются не как драма или успех отдельного ученого, а как совокупность материальных и духовных условий жизни общества, как развитие новых идей на основе объективных законов природы, которые были открыты К. Марксом: «Мы знаем только одну единственную науку, науку истории. Историю можно рассматривать с двух сторон, ее можно разделить на историю природы и историю людей. Однако обе эти стороны неразрывно связаны; до тех пор, пока существуют люди, история природы и история людей обусловливают друг друга».
Это незыблемое положение Маркса еще часто оспаривается представителями буржуазной имманентной школы историков, которые считают, что развитие любой науки определяется исключительно имманентными, т. е. внутренними закономерностями, присущими самому научному познанию. В действительности же история должна опираться на диалектико-материалистическую методологию, которая учитывает общественно-политические и культурно-исторические условия эпохи. На путях развития истории было много революционных и эволюционных периодов, теорий и гипотез, которые не уничтожаются временем, а органически продолжаются в преобразованном виде, когда более правильно могут быть увязаны в единой исторической закономерности. В этом разделе кратко излагаются только переломные, коренные моменты в истории анатомии, являющейся частью развития учения о строении и функции живых существ.