Санаторный режим

В общем комплексе санаторно-курортного лечения детей режим дня имеет важное значение. Рациональная его организация, тщательное выполнение создают оптимальные условия для эффективного действия лечебно-оздоровительных мероприятий, способствует формированию полезного для ребенка динамического стереотипа, закрепление которого в домашних условиях помогает восстановлению здорового образа жизни, профилактике заболеваний. Режим дня в детских санаториях различного возрастного и медицинского профиля имеет свои особенности, но основные принципы составления его являются общими. Предусматривается достаточная продолжительность ночного сна и отдыха днем, правильное распределение времени приема пищи, пищевых нагрузок, рациональное чередование закаливающих и лечебных процедур, отдыха, школьных занятий, прогулок, воспитательной, кружковой, пионерской работы. Обязательно длительное пребывание на свежем воздухе во все сезоны года.

Режим дня строится в соответствии с временем года, дифференцируется в зависимости от возраста и состояния здоровья детей, медицинского профиля санатория. В санаторных учреждениях, где лечатся больные в неактивной фазе болезни, можно организовать более активный двигательный режим, воздействие на терморегуляцию с использованием закаливания, купания, спортивных игр.

Распорядок дня должен быть вывешен в отделениях и известен медицинскому и педагогическому персоналу. Он должен быть динамичным и индивидуализированным. В процессе лечения его изменяют так, чтобы обеспечить благоприятные условия для повышения функциональных способностей развивающегося детского организма и выздоровления ребенка.

В детских санаториях применяют три основных режима дня: щадящий, тонизирующий и тренирующий.

Щадящий режим назначают временно всем детям в течение первых 5—10 дней (в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка), при интеркуррентном заболевании или обострении основного процесса болезни. Предусматриваются ограничение двигательной активности, климатолечение по слабой холодовой нагрузке, санация очаговой инфекции, спокойные настольные игры.

При благоприятно протекающем периоде адаптации ребенка переводят на тонизирующий режим: постепенно увеличивают интенсивность климатических процедур (от слабой до средней), увеличивают физическую нагрузку при ЛФК, проводят бальнеогрязелечение, физиотерапию и другие методы лечения в оптимальных возрастных дозировках.

Тренирующий режим назначают по мере восстановления реактивности организма, функции нервной, сердечно-сосудистой и других систем (обычно во второй половине курса лечения). Этот режим по двигательной активности приближается к режиму практически здоровых детей. Продолжают климатолечение, лечебную физкультуру, постепенно заканчивают проведение специальных методов лечения. Тренирующий режим подготавливает ребенка к пребыванию дома, в школе, детском саду.

В режиме дня для детей любого возраста важную роль играет достаточная продолжительность сна. Учитывая снижение функциональной возможности нервной системы больных детей, продолжительность ночного сна должна быть немного больше, чем у здоровых сверстников, обязателен сон или спокойный отдых в постели днем. Для детей дошкольного возраста рекомендуется продолжительность сна ночью в течение 11 ч и днем в течение 2—2,5 ч, для младших школьников—10 ч ночью и 2 ч днем, для старших— 9 ч ночью и 1,5 ч днем. Утренний подъем детей не следует начинать раньше 7 ч. Укладывать на ночной сон дошкольников желательно в 20 ч, младших школьников — в 21 ч, старших — в 22 ч. Чтобы сон детей был спокойным и глубоким, необходимо хорошо проветрить помещение спален и соблюдать полную тишину.

В ночные часы детские спальни должны быть освещены мягким, слабым светом. Дневной сон лучше проводить на свежем воздухе — на веранде, в климатопавильоне или климатопалатах, в которых с помощью открытых окон и отопления достигается достаточная аэрация.

Режим питания нужно строить так, чтобы промежуток между приемами пищи составлял 3—4 ч. В детских санаториях предусматривается 4—5-разовое питание. Время каждого приема пищи точно устанавливается в режиме дня, это способствует выработке полезного условного рефлекса. Завтрак должен быть не позднее чем через час после подъема. Далее режим питания строится в зависимости от климатических условий, своеобразия лечебного комплекса и организации учебных занятий.

Проведение основных лечебных процедур и ЛФК должно быть предусмотрено в первую половину дня. Сложные реактивные изменения в организме ребенка, развивающиеся после приема процедур, требуют отдыха продолжительностью не менее 20—60 мин в зависимости от состояния больного и характера процедуры. Не рекомендуется проведение процедур сразу после приема пищи или натощак; некоторые индивидуальные лечебные процедуры можно проводить и во второй половине дня.

Измерение температуры тела проводят всем детям утром в постели перед подъемом, второй раз — после дневного сна. Диагностические и функциональные исследования проводятся 3—4 раза за время пребывания ребенка в санатории или санаторном лагере, при необходимости — чаще.

В режиме дня различных санаторных учреждений для школьников предусмотрены учебные занятия с педагогом. Учитывая сниженные болезнью функциональные возможности детей, большую лечебную нагрузку и необходимость отдыха после процедур, продолжительность урока в санаториях сокращают до 35—40 мин, а число уроков до 3—4. Число учащихся в классе уменьшено, во время перемены предусматривается пребывание их на свежем воздухе.

Важную роль в оздоровлении и лечении детей имеет максимальное пребывание на воздухе. Оно достигается путем проведения на открытом воздухе возможно большего числа режимных моментов — дневного сна, некоторых уроков, кружковых занятий, игр. Зимой дети должны проводить на воздухе не менее 3—4 ч, что осуществляется в 2—3 приема. Детей для прогулки следует одевать тепло, но избегать укутывания. Необходимо следить, чтобы их ноги были всегда сухими и теплыми. Во всех отделениях санатория должны быть сушилки для обуви, носков, одежды. Летом дети могут находиться на воздухе почти в течение всего дня, иногда и круглосуточно (например, в санаториях с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в Евпатории и Геленджике, с заболеваниями органов дыхания—в Кисловодске, Ялте и др.).

Для закаливающих водных процедур как важного фактора профилактики лучше предусмотреть время в утренние часы сразу после утренней гимнастики. В каникулярное время года дети больше времени проводят на воздухе— занимаются оздоровительными процедурами, кружковой работой, трудотерапией.

Режим дня для детей дошкольного возраста строится по такому же принципу, но вместо учебных занятий устраивают прогулки, занятия с воспитателями, педагогами.

На основании этих общих принципов построения режима дня с учетом специализации санатория, времени года, местных особенностей руководитель учреждения совместно с лечащими врачами, педагогами, воспитателями, пионерскими работниками составляет конкретный распорядок дня, обеспечивающий возможность лечения и оздоровления детей. Контроль за всеми мероприятиями с точки зрения допустимости тех или иных нагрузок для всего отряда или каждого ребенка в отдельности осуществляется врачами отделений, главным врачом. Необходимым условием является тесное содружество в работе медицинского и педагогического состава работников.