Двое против болезни

Смотри, нас трое — я, ты и болезнь. 
Если ты будешь на моей  стороне, нам, двоим,
легче будет одолеть ее. Но если ты перейдешь
на ее  сторону, я один буду не в 
состоянии одолеть вас обоих.
       Абуль-Фарадж, сирийский врач XII века

Может ли быть человек счастливым, не будучи здоровым? Конечно же нет! Здоровье нужно всем — и детям и взрослым, и молодым и пожилым. Здоровье нужно и для работы, и для отдыха, и для Родины, и для семьи. Здоровье не только личное благо, но и социальная ценность — все это стало прописными истинами в нашей жизни. Когда человек здоров, он не думает о врачах, о процедурах, о лекарствах, как в ясный день никто из нас не вспоминает о плаще или зонтике.

Но, к сожалению, очень мало людей, которые в жизни своей ни разу бы не нуждались в помощи врача. Можно, наверное, жизнь прожить, ни разу не столкнувшись с юристом. Но прожить жизнь без учителя и врача никто не сможет. Когда-то великий Сократ сказал, что самое сложное искусство жизни — это искусство учить, искусство лечить и искусство судить людей.

Искусство врачевания — оно и мудро, и гуманно, и трудно. Мудро потому, что требует ума и человеческой доброты; гуманно потому, что все ценности врачевания направлены на благо человека, на сохранение его жизни; трудно потому, что врачевание — не шаблон, не стандарт, а сложнообозримый спектр индивидуальных реакций, индивидуальных вариантов течения болезней. Каждый человек индивидуален и телом, и душой.

В наши дни много пишут о том, что авторитет врача упал, престижность врачебной профессии стала невелика. Но что такое авторитет врача? Это — признание, основанное на его профессиональных знаниях, клиническом опыте и нравственных достоинствах, умноженных на ответственность и готовность к самопожертвованию. Есть все это у врача — есть у него и авторитет, который никто не сможет ни принизить, ни отнять, если он сам его не потеряет.

Но беда в том, что те, кто потерял авторитет, а может быть, и совсем его не имел, бросают тень на всю врачебную профессию. Врач без авторитета перестает быть врачевателем: ведь авторитет в медицине — самое или одно из самых целебных средств. И нет иного пути к возврату авторитета, как путь добросовестного, мудрого и гуманного исполнения врачебных обязанностей.

Но во врачевании есть еще одна сторона — пациент, который тоже должен быть и мудрым, и гуманным и понимать, что медицина пока не всесильна. У пациента тоже есть своя этика и свои деонтологические принципы (принципы должного) — обязанности перед врачом: для собственного благополучия надо прежде всего относиться к врачу так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе. Воспитывать надо не только врачей, но и пациентов. Но лучшее воспитание — это принцип «делай, как я». Если больной видит перед собой врача, который отдает ему все свои силы и знания, все свое умение, стараясь облегчить его страдания, до последней секунды борется за то, чтобы больной победил недуг,— авторитет такого врача сам по себе уже носит воспитательный характер.

В Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду сказано: «Для каждого человека, да и для общества нет большей ценности, чем здоровье. Охрана и укрепление здоровья людей — дело первостепенной важности. Проблемы здоровья мы должны рассматривать с широких социальных позиций. Оно определяется прежде всего условиями труда и быта, уровнем благосостояния. И конечно же, огромное значение имеет народное здравоохранение. Необходимо как можно быстрее удовлетворить потребности населения в высококачественной лечебно-профилактической и лекарственной помощи, причем повсеместно... Было давно и верно замечено, что здоровье не купишь в аптеке. Главное — в образе жизни человека». Об этом и многом другом наша книга.

Этика и медицина — вечно актуальная тема, тема сложная, многогранная, которую нельзя никогда исчерпать. Исследования, посвященные этой теме, способствуют повышению эффективности и качества медицинского обслуживания на всех уровнях, и особенно на главном — врач и больной. Об этом тоже наш раздел.