Что такое врачебная этика

Страницы: 1 2 3 4 5

Итак, возражения против настоящего и будущего врачебной этики необоснованны, а ее существование обусловлено особенностями медицинской профессии. Первое место среди них занимают те, которые ставят медицинских работников в специфические отношения с объектом их профессиональной деятельности — с больными людьми.

Важнейшей специфичной чертой работы врача, прежде всего бросающейся в глаза, является то, что врач имеет дело со страдающим человеком, которого постигло несчастье, у которого в той или иной степени нарушено самое главное для любого вида деятельности — здоровье. Врач имеет дело с человеком, ждущим от него облегчения, спасения, охраны его жизни. Н. А. Семашко говорил, что нет такой области человеческой деятельности, которая в такой мере затрагивала бы самое дорогое, что есть у человека, — его жизнь и здоровье. Эта особенность врачебной деятельности налагает исключительную ответственность на медицинских работников, делает особенно значительными последствия ошибок в их работе. Если во многих других видах деятельности ошибку можно исправить, то во врачебной она часто непоправима. Эта же особенность порождает неповторимые в других профессиях отношения между людьми: больной зависит от врача в главном — в здоровье и даже в жизни, поэтому врач должен быть особенно внимательным, особенно чутким, особенно добрым. С другой стороны, особая чуткость, терпение и внимание к больному диктуются и тем, что у последнего в той или иной степени искажено восприятие окружающей среды, отношение к ней. Человек даже при очень хорошем, ровном характере в здоровом состоянии, будучи больным, может быть капризен, груб, несправедлив и привередлив.

Важная особенность врачебной деятельности состоит в том, что больной человек, будучи объектом воздействия врача, в то же время является и субъектом. Для больного далеко не безразлично, кому он доверяет свое здоровье. Он всесторонне оценивает врача, в его лице он стремится найти не только хорошего специалиста, но и высоко морального человека, правильно понимающего свою нравственную ответственность перед обществом за жизнь и здоровье его членен. И далее, поскольку всякий больной переживает по поводу своей болезни, постольку возникает вопрос, в какой степени он и другие люди могут быть осведомлены о тяжести его состояния.

Врачебная деятельность, как никакая другая, требует всегда бодрого настроения от врача, потому что она постоянно протекает в атмосфере страданий и горя. А. П. Чехову принадлежат широко известные слова: «У врачей бывают отвратительные дни и часы, не дай бог никому этого». М. И. Калинин говорил, что «...от врача требуется в тысячу раз больше хорошего настроения, потому что он имеет дело с больным человеком...»

В своей работе врач сталкивается со специфическим противоречием, возникающим между интересами отдельного больного и интересами человечества: то, что выгодно отдельному больному, оказывается не всегда в интересах общества, и наоборот. Студенту-медику, например, необходимо учиться на больных, а последним это доставляет нравственные и физические страдания: врач всегда сначала неопытен, но опыт приобретается только при лечении больных. Прогресс медицинской науки связан с открытием новых методов лечения, лекарств. Все эти вопросы образуют сложную нравственную проблему врачебной деятельности — о возможности и границах экспериментов на людях.

В. В. Вересаев писал, что выход из противоречий, с которыми сталкиваются медицинские работники, труден, «но именно эта-то трудность с особенною настоятельностью указывают на крайнюю насущную необходимость этики в медицине».

Имеется еще одна особенность врачебной деятельности, порождающая профессиональную специфику морали. Врач, как никто другой, бывает осведомлен о самых скрытых сторонах жизни люден. Действительно, для успешного лечения врачу часто бывает необходимо знать историю жизни человека, особенности его характера, особенности взаимоотношений в его семье. В процессе лечения ему дозволено то, что непозволительно ни в какой другой профессиональной деятельности. То, что неэтично в другой профессии, здесь вполне этично: осматривать обнаженного человека, интересоваться подробностями интимной жизни и т. д.