Заключение

Изучение профессиональной специфики морали представляет не только теоретический интерес. Оно очень важно для выяснения особенностей профессионального воспитания, его методов и средств. Целью такого воспитания является утверждение в людях нравственных качеств, которые необходимы для плодотворной профессиональной деятельности. Одним из важных условий, обеспечивающих решение этой задачи, является свободный выбор профессии в соответствии с призванием человека. Связь человека с профессией в таком случае более прочная. В его деятельности большую роль начинают играть эмоциональные и нравственные начала — требования профессионального долга, профессиональной чести и т. д. Совпадение профессии и призвания — идеал, о котором издавна мечтали, лучшие умы человечества. Социализм создает необходимые социально-экономические и политические предпосылки для его реализации. Но этого мало.

Важно на деле осуществить его, в частности, выявить склонности тех, кто стремится стать врачом, пригодность их к врачебной деятельности. Поэтому нуждается в совершенствовании отбор будущих студентов-медиков. Не только знания, но и нравственные качества и особенно способность к сопереживанию, эмпатии должны быть предметом оценки. Принятая ныне система «пропускает» в вузы, к сожалению, не только слабо подготовленных людей, но и просто мало подходящих для такого ответственного дела, как помощь больным.

К сожалению, при определении профессионально-нравственной ориентации молодых людей мы пока можем опереться лишь на практический опыт и интуицию педагогов, практических врачей и ученых-медиков. До сих пор остро недостает научно обоснованных и простых принципов и правил определения профессионально-нравственной пригодности. Разработка их остается важной задачей нашей психология. Но пока психология сделает это, есть достаточно надежный способ «испытания» молодого человека, желающего посвятить себя медицине: вменить в обязанность каждому поступившему в медицинский вуз первый год работать на должности младшего медицинского персонала в больницах; К тому же это в какой-то степени решило бы «проблему санитаров» (60 тыс. человек ежегодно поступают в медицинские вузы).

На наш взгляд, следовало бы поддержать предложение широкой общественности, не раз выдвигавшееся в прессе, о необходимости принимать в медицинские институты больше студентов, чем требуется выпустить. Это позволило бы в процессе обучения более решительно исключать из института недостаточно работоспособных и профессионально непригодных к врачебной деятельности.

С другой стороны, целесообразно уделить значительно большее, чем теперь, внимание профессионально-нравственному воспитанию в процессе обучения будущих врачей в вузах. Необходима продуманная система воспитания нравственных качеств студентов-медиков. Такой цельной системы пока не существует, хотя в принципе за последние годы в решении проблемы этики врачевания наметились определенные сдвиги. Прошли две всесоюзные конференции, на которых в выступлениях министров здравоохранения СССР и РСФСР обращалось особое внимание на морально-этическое воспитание студентов. Составлена комплексная программа преподавания врачебной этики на некоторых кафедрах. В медвузах эти вопросы стали предметом широкого обсуждения.

Однако многие проблемы и поныне остаются нерешенными. На наш взгляд, давно пора факультативный курс марксистско-ленинской этики с разделом по врачебной этике сделать обязательным и ввести в состав государственных экзаменов в медицинских вузах. Естественно, понадобятся дополнительный пересмотр новых программ и хорошие учебники.

Широкими возможностями в области нравственного воспитания располагают все ведущие кафедры медицинских вузов. Как в теоретических курсах, так и в процессе лечебной практики работники этих кафедр должны больше обращать внимание студентов на специфические нравственные проблемы различных видов врачебной деятельности, указывать способы их разрешения. Известный советский хирург С. Я. Долецкий отмечает, что обязательные дисциплины вытесняют «воздух врачевания», что в медицине специальные знания должны цементироваться мощным слоем этики, деонтологии.

Для того чтобы воспитание высоких нравственных качеств, нужных для плодотворной профессиональной деятельности, протекало более успешно, необходимо, чтобы требования профессиональной этики находились в центре внимания профессиональных коллективов и всей общественности, широкой печати. «Литературная газета», остро и в то же время деликатно обсуждая эти проблемы (статьи «Диагноз», «Давайте думать вместе», «Трудно быть богом» и др.), делает важное и нужное дело.

Большую роль в воспитании врачей играет присяга врача Советского Союза. Остро актуальной стала сейчас задача реализации ее принципов на практике. К сожалению, для нарушителей клятвы врача не предусмотрены никакие санкции. Крупные организаторы здравоохранения (например, министр здравоохранения Армении Э. Габриэлян) считают, что нарушение клятвы равносильно профессиональной непригодности, между тем инструкции предусматривают лишь... выговор. Видимо, пришло время ввести положение, повышающее персональную ответственность медицинских работников.

Страшно звучит, по факт, что некоторые медики берут взятки и пациенты «приучены» не поблагодарить доктора, а «отблагодарить». Не думаем, чтобы это было панацеей от беды, но почему бы во всех больницах, клиниках не повесить объявления по примеру Н. М. Амосова: «Просим родственников и больных не делать подарков персоналу, кроме цветов».

Особо необходимо рассмотреть еще один аспект в нравственной подготовке врачей. Одна из главных задач медицинских вузов — обучить своих выпускников нелегким обязанностям участковых врачей, которые должны стать настоящими семейными докторами, хорошо знающими не только самого больного, но и его окружение, его социально-психологическую среду. К сожалению, вот к этой миссии врачевателя, в которой, как ни в какой иной, проявляются и терпение, и милосердие, и доброта, институты готовят плохо: выпускники вступают на подвижническую стезю участкового, что называется, из-под палки, отдавая явное предпочтение узкой специализации. И в этом явный просчет медвузов, которые не воспитывают у студентов уважение к специальности домашнего врача, не поднимают ее моральный престиж как самой ответственной и самой гуманной.

К сожалению, до сих нор в программах медицинских институтов отсутствует курс общей и возрастной психологии. А ведь знание психологии — необходимейшая база для контакта с пациентом.

Среди социальных задач в нашем обществе нет более важной, чем забота о здоровье людей. Решить эту важнейшую задачу нельзя без настойчивого, целенаправленного воспитания у студентов и медицинских работников любви к своей профессии, бережного отношения к больному человеку.

Являясь конкретизацией общих требований морали, врачебная этика изобилует множеством специфических проблем, решение которых совместными усилиями медиков и философов крайне необходимо для обеспечения конкретности в воспитании советскою врача.