Санитарное просвещение

Основной задачей санитарного просвещения является распространение среди населения гигиенических знаний и навыков, ознакомление с профилактикой заболеваний. Для приобретения этих знаний трудящимся рекомендуется посещать лекции, беседы, занятия в университетах здоровья, читать журнал «Здоровье», просматривать телевизионные передачи и кинофильмы, слушать лекции по радио на санитарные темы. Все это способствует повышению общей и санитарной культуры населения.

Как уже говорилось, все медицинские работники, где бы они ни работали, обязаны вложить свою лепту в дело просвещения. Эффективность санитарного просвещения зависит от многих факторов и прежде всего от того, каким материалом пользуется лектор, насколько в данный момент актуальна тема его сообщения, как он излагает материал, чем иллюстрирует его и т. д.

При любом методе санитарно-просветительной работы (радио, телевидение, печать, устное и печатное слово, кино и т. д.) первым неотъемлемым условием является идейная направленность, применение марксистско-ленинской методологии, обеспечение связи с актуальными задачами и целями здравоохранения, с задачами повышения уровня санитарной культуры, борьбы с реакционной идеологией, с предрассудками, суевериями, религиозным дурманом и т. д.

Говоря о советской медицинской науке и здравоохранении, необходимо подчеркнуть их достижения. При этом надо отметить, что в капиталистических странах медицинская помощь доступна не всем, так как она очень дорого стоит. Достижения советской медицинской науки, находящейся на материалистических позициях, рушат многие религиозные представления о человеке, его болезнях, бытующие в буржуазном мире. Поэтому отличительной чертой советского санитарного просвещения является его научность.



Большую работу в этом отношении проводит Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения. Любая лекция или беседа основана на современных научных данных. Основной принцип — говорить о сложном просто и доходчиво. Однако необходимо избегать чрезмерно упрощенного изложения.

Неотъемлемым условием санитарного просвещения является правильный подбор материала. Прежде всего содержание любой лекции или беседы должно быть целенаправленным и отвечать той задаче, которую поставил перед собой лектор. Наряду с использованием литературного материала необходимо иметь данные из жизни того коллектива, которому читается та или иная лекция (например, травматизм, отравления, борьба с инфекционными заболеваниями и т. д.). Жизненные примеры делают лекцию более убедительной и привлекают внимание слушателей.

Однако не следует сгущать краски, приводя отрицательные примеры и давая их в обобщенном виде, так как это может создать у некоторых слушателей неверное представление о чрезмерной распространенности этих явлений.

Санитарное просвещение — один из важных факторов, который может способствовать снижению заболеваемости, так как только грамотные в санитарно-гигиеническом отношении люди могут правильно вести себя при тех или иных заболеваниях.

Поэтому очень важно, чтобы тематика лекций диктовалась не просто необходимостью провести какую-либо беседу или лекцию, а исходя из той конкретной обстановки, которая сложилась или может возникнуть на участке. Выявить эту обстановку помогает анализ заболеваемости на участке. После того, как будет установлено, что удельный вес какого-то заболевания стал увеличиваться, необходимо использовать все возможные, виды санитарного просвещения для того, чтобы объяснить населению элементарные симптомы данного заболевания и меры профилактики.

Таким образом, только знание уровня и характера заболеваемости и травматизма среди населения может подсказать медицинским работникам тематику лекции или беседы. Слово врача или медицинской сестры будет нацеливать внимание слушателей на борьбу с заболеваемостью.



Ознакомление слушателей с некоторыми признаками заболевания необходимо прежде всего для того, чтобы больные своевременно обращались за медицинской помощью. При этом не следует посвящать слушателей в детали тех мероприятий, которые проводят медицинские работники в борьбе с данным заболеванием, так как это может вызвать у некоторых людей нежелательные реакции. Это прежде всего относится к хирургическим вмешательствам. В лекциях о вреде курения, алкоголизма, наоборот, лектор может немного сгустить краски и рассказать, к каким отрицательным последствиям могут привести эти вредные привычки.

Таким образом, лектор должен вдумчиво подходить к изложению материала и знать, где заострить внимание слушателей, а где этого делать не следует.

Одним из наиболее распространенных методов санитарного просвещения является метод устного слова (лекция, беседа). Прежде чем выступать, лектор должен хорошо подготовиться — записать содержание лекции или беседы.

Существует три вида документов, которые могут быть составлены в процессе подготовки к выступлению: план, тезисы и конспект лекции. План — это перечень вопросов, подлежащих освещению в лекции, в том порядке, в каком они будут излагаться. Тезисы — кратко изложенные основные положения темы. План и тезисы представляют для согласования в учреждение, которое руководит работой лектора.

Конспект — это памятка лектора. Он представляет собой план, дополненный цитатами, цифрами, примерами, ссылками на наглядные пособия и т. д. Существуют определенные приемы оформления конспекта, которые облегчают пользование им. Так, конспект рекомендуется писать на отдельных листах на одной их стороне. Удобство подобной записи заключается в том, что при последующих выступлениях на ту же тему лектор может легко дополнить свой материал новыми данными или изменить структуру самой лекции. Обычно лектор не скрывает от слушателей того, что он пользуется конспектом, и после изложения материала, написанного на данной странице, отодвигает ее в сторону (в этом также проявляется преимущество письма на одной стороне листа).

Разумеется, нельзя с начала до конца читать свой конспект, устроив фактически громкую читку материала.

Необходимо использовать его для того, чтобы не нарушать последовательность изложения материала и чтобы приводить основные цифры и цитаты. Лектор должен смотреть на аудиторию, чувствовать ее настроение и соответствующим образом реагировать.

Рекомендуется писать конспект так, чтобы с одного взгляда увидеть то, что необходимо. Для этого следует писать разборчивым, аккуратным почерком, основные места выделять крупными буквами или подчеркивать красным карандашом, при этом следует найти наиболее удобное для автора расположение материала на каждой страничке конспекта.

Весь лекционный материал обычно делят на три основные части. В первой, краткой, части лектор рассказывает о том, какое значение имеет данная тема для слушателей. Вторая часть лекции посвящается изложению основного материала. Третья часть — выводы.

Основным правилом при проведении санитарно-просветительной работы является максимальное вовлечение населения в число санитарных активистов. Поэтому в заключительной части любой лекции, беседы необходимо обратиться к слушателям с предложением всячески помогать медицинским работникам с тем, чтобы практическими делами способствовать борьбе с заболеваниями, травматизмом, борьбе за чистоту на работе, дома и т. д.

После хорошей беседы, лекции врача или медицинской сестры среди слушателей всегда находятся люди, готовые помочь медицинским работникам на участке, люди, которые сами могли бы быть проводниками элементарных санитарно-гигиенических знаний среди населения.

Желательно сопровождать лекцию, беседу наглядными пособиями или пользоваться ученической доской и мелом — чертить схемы, писать цифры и т. д. Все это делает сообщение более доступным для слушателей и лучше запоминающимся.

После изложения материала обычно к лектору обращаются с вопросами, на которые он обязан ответить. Если это была беседа, то обычно вопросы задают в процессе изложения материала и тут же на них получают ответ. Во время лекции вопросы задают письменно, а после нее — устно. В том и другом случае лектор в самом конце своего выступления отвечает на вопросы слушателей. Если выступающая медицинская сестра или врач не может ответить на тот или иной вопрос, то не следует стесняться, а надо сказать слушателям, что некоторые положения, касающиеся этого вопроса, будут уточнены и в следующую встречу будет дан исчерпывающий ответ. К последующей лекции или беседе необходимо прочесть соответствующую литературу и ответить на заданный вопрос.

Вторым распространенным методом санитарного просвещения является метод печатного слова  — брошюра, журнал, книга, листовка, бюллетень, памятка, стенная газета, лозунг и т. д. Население может приобретать их в киосках и книжных магазинах. Обычно в лечебно-профилактических учреждениях на столиках разложены различные печатные материалы и больные имеют возможность их читать.

Долг всех медицинских работников — быть проводниками и распространителями санитарно-профилактической литературы среди широких масс населения.

Третий, основной, метод санитарного просвещения — так называемый наглядный метод. Под ним подразумевается показ моделей, муляжей, макетов, диаграмм, плакатов, фотографий, схем, рисунков и т. п. Этот метод основан на зрительном восприятии материала. Не зря в народе говорят: «Лучше один раз увидеть, чем много раз услышать».

Наглядный метод используется не только во время лекции или беседы, он широко применяется и самостоятельно. Основными наглядными пособиями при этом являются плакаты. Различают два вида их — агитационный и пропагандистский. Агитационный плакат всегда ярок и в краткой форме дает представление о каком-либо принципиальном вопросе, касающемся здоровья людей. Например, на плакате «Чистота — залог здоровья» крупным планом изображается пышущая здоровьем девушка или молодой человек во время водной процедуры. На пропагандистском плакате зачастую приводятся соответствующие данные, нередко с цифровым материалом, с несколькими рисунками. Такие плакаты менее ярки, но всегда впечатляют. Существуют и другие разновидности плакатов.

Обычно плакаты вывешивают на виду в общественных местах с наибольшим скоплением людей. Однако следу помнить, что нельзя чрезмерно злоупотреблять обилием плакатов в одном помещении, так как они при этом теряют свою остроту и действенность.

Четвертым комплексным методом санитарного просвещения, одномоментно охватывающим обширную аудиторию, является радио, телевидение и кино. Их возможности поистине безграничны, особенно это относится к кино и телевидению. Здесь можно одновременно использовать все описанные выше методы и довести до зрителя то, что невозможно сделать, пользуясь каким-либо одним методом санитарного просвещения.

Рекомендуется читать лекцию по местной радиотрансляционной сети на заводе, совхозе или колхозе. Санитарно-просветительные фильмы следует показывать после общественных собраний в клубах и кинотеатрах.

Санитарному просвещению в нашей стране уделяется большое внимание, так как оно способствует подъему санитарной культуры населения, профилактике заболеваний и формированию материалистического мировоззрения у наших людей — строителей коммунистического общества.