Вопросы деонтологии

Приступая к изложению вопросов диагностики, лечения и ухода за гинекологическими больными, мы считаем необходимым хотя бы кратко остановиться на вопросах деонтологии. Термин «деонтология» происходит от греческого слова «деон», означающего «должное».

Таким образом, деонтология означает при переводе на русский язык «учение о должном».

Н. Н. Петров, написавший книгу, посвященную вопросам хирургической деонтологии, следующим образом определяет задачи медицинской деонтологии:
 «Мы имеем в виду принципы организации врачебной работы в больнице и клиниках, где она производится коллективами врачей и их помощников, принципы учета врачами психики своих больных, вопросы права врачей на лечебные и диагностические эксперименты, вопросы сознания врачами их человеческого и врачебного долга перед больными, вверяющими им свою жизнь, а тем самым и благосостояние своей семьи»1. В задачу медицинской деонтологии входит также организация здоровых товарищеских отношений между медицинскими работниками «от мала до велика» любого медицинского учреждения.

Работа, хорошо продуманная в организационном отношении, слаженная на основе правильного понимания всем персоналом своих обязанностей и взаимоотношений между собой, является залогом успеха в лечении больных. Не меньшее значение имеет постоянный учет состояния психики больных для исхода лечения и охрана этой психики, предупреждение какой-либо ее травмы.



Никогда не следует забывать, что психика больных легко может быть травмирована неудачно сказанным словом. А больной человек особенно настороженно прислушивается к словам, исходящим из уст медицинского персонала. Услышанное больным неосторожно брошенное медицинским персоналом слово, иногда даже не касающееся непосредственно его болезни, может породить тяжелые последствия, надолго затягивающие выздоровление больного. Поэтому в присутствии больного не следует разбирать его заболевания, говорить о поставленном диагнозе, о том состоянии, в котором больная находится (ухудшение, невозможность оперативного вмешательства, радикального излечения и т. п.).

Нужно всегда помнить, как пишет Н. Н. Петров, что «больной — это всегда человеческая личность со всеми сложными переживаниями».

Медицинский персонал всегда должен помнить о необходимости охраны психики больного, независимо от того, где он работает, будет ли то поликлиника, палата стационара, перевязочная или операционная.

Нельзя больному в поликлинике сообщать такой диагноз, как «рак», рассказывать больному о том, что операцию уже сделать невозможно ввиду запущенности болезни, нельзя на руки больному выдавать письменные справки с обозначением точного диагноза. Такое поведение по отношению к больному является, безусловно, неправильным. Никогда не нужно отнимать у больного надежды на благоприятный исход. Нельзя говорить больному, что у него рак, а следует заменить этот термин другим, не устрашающим больного, например «опухоль» или «язва». Тем более не следует сообщать правильного диагноза больному, находящемуся в неизлечимой стадии болезни, наоборот, нужно вселить в него уверенность, что лечить данное заболевание можно, хотя потребуется для этого длительное время. Справку с правильным диагнозом, если таковая потребуется, нужно пересылать заинтересованным учреждениям по почте, или через родственников, или во всяком случае выдавать на руки больному только в запечатанном конверте.



Гинекологические заболевания нередко нарушают детородную функцию женщины, чем осложняют ее семейную жизнь. Прогноз при бесплодии поэтому нужно ставить осторожно, не высказывая категорического заключения, что больная не сможет иметь детей. Потеря надежды иметь ребенка наносит тяжелую травму женщине, а в то же время известны случаи, когда беременность у женщин наступала, несмотря на значительные изменения в половых органах в связи с теми или иными заболеваниями.

Психика больных может быть травмирована и в стационарах больниц и клиник, особенно при обходах со студентами, которым сообщаются диагнозы осматриваемых больных, в результате чего у больных возникают тяжелые переживания. Здесь также не следует произносить такие диагнозы, как «рак», «саркома», «метастаз», или говорить, что операция невозможна. Если даже это действительно так, то при больном нужно сказать, что ему операция не показана.

Нужно указывать обслуживающему персоналу, что при общении с больными нельзя вести ненужные разговоры, которые могут повлиять на настроение больных и вызвать хотя бы малейшее сомнение в благоприятном исходе лечения.

Персонал должен вселять уверенность в благоприятный исход лечения, а не давать повод к угнетающим психическим переживаниям даже в том случае, если перечисленные выше факты действительно имели место.

При осуществлении тех или иных лечебных манипуляций не только в операционных, но даже и в перевязочных необходимо уделять особое внимание обезболиванию. Это имеет огромное значение в тех же целях устранения психической травмы. Лечебные процедуры должны проводиться безболезненно.

Нужно также стремиться по возможности меньше травмировать чувство стыдливости женщины, особенно это касается случаев, когда на приеме у врача присутствуют другие врачи или студенты. С этой целью женщине предлагают лечь на гинекологическое кресло для влагалищного исследования, взятия мазков или производства кольпоскопии только после того, как собран анамнез и приготовлены соответствующие инструменты. В гинекологическом кабинете должно быть приготовлено место за ширмой, где больная могла бы раздеться и одеться.

Остановившись кратко на изложении деонтологических правил, мы хотим еще раз подчеркнуть, что, разговаривая с больными, ухаживая за больными, производя те или иные оперативные пособия или лечебные процедуры, нельзя забывать о деонтологическом подходе.

Забвение правил деонтологии может причинить серьезный вред больному человеку.

1. Петров Н. Н. Вопросы хирургической деонтологии, Л., 1947, с. 13.