Распространение искривлений позвоночника в сагиттальной и фронтальной плоскостях у растущего человеческого организма

Исключительно важное значение имеет воспитание правильной осанки у воспитанников дошкольных учреждений и учащихся. Как показывают исследования различных авторов, уже у воспитанников детских садов наблюдаются те или иные нарушения осанки. Так, по данным В. В. Анисимовой и др. (1957—1958), среди воспитанников детских садов Москвы в возрасте до 5 лет нарушения осанки отмечались у 15,1%, в возрасте 5—7 лет — У 17,3%.

У воспитанников детских садов Астрахани (А. М. Бабаев, 1965) процент нарушений осанки в сагиттальной плоскости увеличивается с возрастом. Так, среди четырехлетних мальчиков нарушение осанки отмечалось у 15,4%, а среди семилетних —у 27,5%. Среди девочек в возрасте 4 лет нарушения осанки наблюдались у 13,4%, в возрасте 7 лет — у 31,4%. Особенно увеличивается процент типов осанок, связанных с развитием сутуловатости и уплощений пояснично-крестцового отдела позвоночника (сутуловатая осанка у мальчиков — 3,4—7%, у девочек — 2,4—6%), уплощений поясничного лордоза (у мальчиков 6,1—11%, у девочек 5,5—10%). Лордотические и кифолордотические осанки наблюдаются значительно реже (4,2—6,4 и 2,4—5%). У воспитанников детских садов также наблюдаются сколиотические осанки (у 6-летних мальчиков 18,7%, у девочек 19,8%; у 7-летних мальчиков 21%, У девочек 23%).

У учащихся школ и студентов те или иные нарушения осанки встречаются еще чаще — в 30—54% случаев (В. Н. Мошков, 1949; Е. И. Янкелевич, 1952; В. В. Анисимова, 1959).

При учете отклонений в осанке у детей надо дифференцировать различные типы отклонений и степень этих отклонений. Однако многие авторы дают суммарную картину нарушений осанки. Методы исследования осанки не унифицированы. Все это приводит к разноречивым представлениям о распространении искривлений позвоночника у учащихся.

Данные литературы показывают, что в основном имеют место нарушения осанки, не носящие ясно выраженного патологического характера. Так, наши исследования показывают, что сколиотические осанки у школьников Астрахани встречаются в 15—30%  случаев. Клинически же выраженные сколиозы наблюдались только у 2—3% детей. Процент небольших отклонений в осанке (сутуловатость I степени) довольно значителен (17—24%). Сутуловатость II степени наблюдалась уже только в 2—8% случаев. Сутуловатость III степени имела место лишь в весьма незначительном проценте случаев (0,5—1). Надо отметить, что у 8—12% школьников имелась так называемая верхнегрудная сутуловатость. Усиленный поясничный лордоз наблюдался у детей в 7—14% случаев, уплощение поясничного лордоза — в 2—6% случаев. Процент детей с нарушением осанки несколько повышается с возрастом. Ряд материалов показывает, что процент искривлений позвоночника небольших степеней среди юношей и девушек меньше, однако в отдельных случаях он может прогрессивно увеличиваться, причем искривления могут приобретать значительную выраженность.

Нарушениям осанки способствует неправильная (вынужденная) рабочая поза школьников за партами. Гониометрические исследования, проведенные на сидящих за партами школьниках, показали, что дети, имеющие хорошую осанку, правильно сидят в классе.

В последние годы при правильной постановке физического воспитания в школе наблюдается снижение процента детей с отклонениями в осанке (В. А. Гамбурцев, М. В. Глухман, Р. А. Молчанова, 1965).

Все же процент незначительных отклонений в осанке у учащихся высших учебных заведений остается еще значительным. Так, у студентов Астраханского медицинского института отклонения в сагиттальной плоскости встречаются в 20—25% случаев, отклонения во фронтальной плоскости — в 15—18%) случаев.