Что было в чаше пятого ангела?

Страницы: 1 2

Стоит ли удивляться тому, что, раз начавшись, эпидемия какой-нибудь болезни не прекращалась до тех пор, пока не обходила весь город. Она устремлялась дальше, захватывала всю страну, перебрасывалась в соседнюю. К ее услугам были все условия: грязь, скученность домов, отсутствие водопровода и канализации, грязная одежда, нечистоплотные привычки.

Старинный ирландский кодекс законов утверждал, что есть три периода, грозящие гибелью миру: период язвы, всеобщей войны и уничтожения словесных договоров. Как видите, на первом месте стоит «период язвы». И не случайно.

Люди испытывали губительное действие эпидемий задолго до того, как они дали название инфекционным болезням.

«Если не будешь бояться славного и страшного имени бога твоего, то господь поразит тебя и потомство твое необычайными язвами, язвами великими и постоянными и болезнями злыми и постоянными», — рассказывают многие страницы Библии.

«Великими и постоянными болезнями» могли быть эпидемии чумы, оспы, проказы и других инфекционных заболеваний, которые человечество узнало с давних пор.

Священные книги евреев и христиан повествуют о том, как бог насылал болезни на целые народы, как он в мгновение ока исцелял их. Бог распоряжался специальными ангелами, появление которых на земле предвещало очередное несчастье. Одним из таких посланцев беды и был пятый ангел.

Он действует в заключительной книге Библии, которая наполнена предсказаниями страшных несчастий, будто бы ожидающих народы.

Род человеческий погряз в пороках, и ярость бога на небе достигла пределов. Эта ярость наполнила собой семь чаш гнева. Одну за другой вылили их на землю семь ангелов.

Знаете, что было в первой чаше? «Сделались жестокие и отвратительные гнойные раны на людях», — рассказывает Библия.

После второй чаши, вылитой в море, все живое в нем погибло.

Самые ужасающие последствия имели действия пятого ангела. После пятой чаши, вылитой на землю, люди кусали свои языки от боли. Страдания помутили их разум, и они проклинали бога, имеющего власть над болезнями.

Конечно, и пятый ангел и все семь чаш божьего гнева придуманы. Мы не знаем, кто автор этих библейских легенд. Известно только, что жил этот человек в середине I века нашей эры, в грудное, беспокойное время. Это были годы завоевательных войн, бесконечных волнений рабов, всяких внутренних смут, охвативших Римскую империю. Именно тогда появились рассказы о сыне божьем Иисусе Христе, который будто бы явился на землю, чтобы спасти людей от гнева проклятого Рима.

Мучительные повальные болезни автор библейского рассказа безусловно наблюдал сам. Повествуя о гневе божьем, он не нашел более убедительного образа, чем угроза всеобщими эпидемиями и мором.

Сами слова «повальные болезни» принадлежат Клавдию Галену, который тоже пережил несколько эпидемий. Одна из них началась в 166-м, а кончилась в 180 году, когда зараза и смерть наводнили всю империю. Бедствия не прекратили ни всеобщая очистительная жертва, назначенная правителем страны, ни недельный праздник в честь богов.

Сам Гален считал причиной бедствия «гнилостную порчу крови», от которой природа, по его мнению, избавляется в виде сыпи. Он рекомендовал иссушающие средства. Если судить по описанию болезни, это была оспа.

Вся история средних веков — своего рода смена эпидемических болезней. Они то следовали одна за другой, то появлялись вместе.

Смертность во время эпидемий была огромной. Люди не знали, как спастись. Они не видели врага, не слышали его, но он настигал свои жертвы повсюду. Дома не защищали от беды. Болезнь пробиралась, минуя завешенные окна, закрытые двери. Она не делала различий между богатыми и бедными, между служителями бога и обычными верующими.