Наследница великого Рима

Чтобы ответить на этот вопрос, представьте себе средневековое феодальное общество.

В античном рабовладельческом мире главными были города. Они становились центрами великих империй. Древние Афины объединяли Грецию, Рим — огромную державу от Дуная до Евфрата.

Но античная цивилизация погибла, и города опустели. Хозяйственной основой жизни стала деревня, а земельный участок (по-латыни «феод») стал его центром. Он давал своему хозяину все. Феодал выращивал зерно и молол его на своей мельнице, выпекал хлеб в своей печи. Лен и коноплю превращали в одежду, а кожу животных — в обувь.

Свой замок феодал складывал из камня, а хозяйственные постройки — из бревен; то и другое, как правило, он находил на своем обширном участке.

Единственное, что он приобретал вне усадьбы, — это кусок железа, а кузница у него была тоже своя. Свои мастера изготовляли гвозди, обручи, болты, нехитрые приспособления для работы в поле и в лесу.

И только предметы роскоши — драгоценные заморские камни и пряности, дорогое оружие да рукописные книги, если хозяин был до них охоч, — приобретал он на ближайшей ярмарке или у бродячих купцов.

Натуральное хозяйство феодала приводило к упадку торговли и ремесел, к падению культуры и искусства, к раздроблению государства. Европа была как мозаика, сложенная из больших и маленьких феодальных владений, хозяева которых почти не зависели от остального мира.

Единство Европы поддерживала в то время религия. Только христианская церковь во главе со своим верховным господином — папой римским — оказалась той властью, которую признавали феодалы: князья, короли, графы, бароны и рыцари. И это преимущество деятели церкви использовали очень умело.

Христианство распростилось со своими первоначальными идеями о всеобщем отказе от власти, богатства, собственности — то, что привлекло к этой религии тысячи угнетенных многонациональной Римской империи. Церковь сама стала богаче любого феодала.

В V веке блистательный, могучий Рим погиб, а с ним пришел конец и античной цивилизации. Разгром довершили племена варваров, стремительным потоком вторгшиеся в Италию.

И хотя Рим пал, христианская религия, вышедшая из недр его империи, уже успела стать могучей, централизованной силой. Она сумела распространить свое влияние и на предводителей варваров. Те приняли крещение и присягнули ей на верность. Из года в год, от столетия к столетию власть церкви расширялась и укреплялась.

Так христианской церкви удалось заменить собой государственную власть Рима, его хозяйственные связи, его идеалы. Церковь стала духовной наследницей античности.

Как же распорядилась она наследством, которое оставил античный мир?

Церковь отобрала только то, что соответствовало ее основному учению о боге и о небесном спасении. Остальное она отмела как нечто греховное, способное погубить душу.

Церковь отказалась от разума. Зачем нужен разум, когда существует религия? Бог, единственный обладатель мудрости, дал людям свое учение, в котором есть всё — науки, вся философия мира, все законы. Они записаны в священных книгах, и долг христианина — верить каждой их строчке. Верить и не сомневаться.