Враги божьи

В 436 году в Карфагене проходил церковный собор. Одно из его постановлений прямо касалось сочинений древних философов и медиков. Церковь запретила читать книги язычников, в том числе и богатую медицинскую литературу. Она объявила волшебными, колдовскими, неугодными богу и лекарственные средства, и водолечебные процедуры, которым греки, римляне да и славяне тоже справедливо придавали большое значение.

Прошло несколько веков, и снова церковный собор, на этот раз Парижский, повторил запрет на средства и методы лечения всей предшествующей медицины. В 1179 году для лекарей-колдунов, нарушивших его, ввели смертную казнь на костре. «Предписания языческой медицины противоречат небесному знанию, бдению и молитве», — объясняли священники.

Если противоречат, то вообще нужно ли прислушиваться к тому, что советует врач? Врач и священник оказались конкурентами у постели больного. И нужно признать, что средневековье давало больше прав служителю бога, нежели служителю Асклепия.

В XIII веке церковный собор, проходивший в Латеране, запретил врачам давать лекарства без совета священника. А если врач безуспешно навещал своего пациента уже дважды, в следующий раз он обязан был привести с собой духовное лицо, чтобы тот религиозными средствами оказал более действенную помощь душе пациента и придал большую силу лекарствам. Если же в течение трех дней пациент не исповедуется перед духовным отцом, врач обязан прекратить свое лечение под страхом лишения практики или изгнания с места службы. И врачи давали клятву, что они обязуются выполнять предписание святой церкви.

Известный проповедник христианства и защитник его интересов Иоанн Златоуст, прозванный так за красноречие, наставлял свою паству: «Лежа в постели, следует благодарить бога. Поэтому мы и христианами зовемся, чтобы повиноваться Христу и не ходить к врагам божьим. Волхвы и чародеи — то враги божьи. Лучше нам умереть, чем пойти к врагам божьим». И приводил пример многострадального Иова, о котором рассказывалось на страницах Библии. Этот человек стоически перенес все болезни, которые насылал на него всевышний по своему усмотрению, но за тридцать восемь лет болезней Иов ни у кого, кроме как у бога, не искал исцеления.

Кто же они были, эти враги, эти волхвы и чародеи? Прежде всего лекари, лечцы, все, кто имел отношение и к медицинскому знанию и к практике.

Придя на Русь, христианство принесло свое неприязненное отношение к народной медицине и сюда. В XII—XIII веках священники на исповедях, где полагалось говорить правду духовному лицу, непременно задавали верующим такие вопросы: «В лес по траву и по корни не ходил ли еси? Не ходил ли к врачу или ко волхвам, или к себе приводил? Знаешь ли ведовство и чары?»

Знаменитый Нестор-летописец, служитель Киево-Печерского монастыря, уже в начале XII века записал в одной из рукописей: «Всяк недуг и всяка язя (болезнь) отгонима бывает силою господней». Вода из святого Печерского колодца считалась лечебной, для знати же дополнительно существовало особое средство: привилегированного больного возлагали на гроб святого Феодосия, основателя Киево-Печерского монастыря.

...Не так уж и давно, в конце прошлого века, в Санкт-Петербурге, в лавке Мойера, что была на Гороховой улице, между Каменным и Красным мостами, в доме Таля № 20, в числе книг духовно-нравственного содержания пятым изданием вышла брошюра «Священник в больнице».

Семьсот лет разделяют XII и XIX века, и каких лет, однако они не прибавили ничего нового к поучениям автора брошюры. «Самый искуснейший врач и лучшие лекарства без благословения божия тебе ничего не помогут», — разговаривает он с больным. «Бог по великому своему милосердию послал тебе болезни, чтобы напомнить тебе о них и заставить молиться о прощении грехов через Христа спасители», —к как это похоже на рассуждение Иоанна Златоуста о необходимости -благодарить брга, пославшего болезнь!

Словом, радуйся, что ты заболел!