Сравнение традиционных и более дешевых сортов сигарет

Когда изучают динамику изменения потребления сигарет в какой-либо стране, может оказаться недостаточным рассмотрение только традиционных сортов. Это четко проявляется на примере ситуации, сложившейся в ФРГ в 1982 г. и в последующие годы, которая была описана в «Tobacco Reporter» [Anon., 1983а]. В июне 1982 г. в ФРГ значительно повысили пошлину на сигареты (на 39%). Из табл. 46 видно, что за этим последовало. Через год после этого мероприятия количество проданных сигарет традиционных сортов снизилось на 17%, но в то же время начала резко возрастать реализация мелко нарезанного табака, предназначенного для изготовления самокруток. В дальнейшем торговая сеть быстро насыщалась сигаретами более дешевых сортов, как непатентованными, так и некоторых новых марок, специально разрекламированных с упором на их дешевизну. Продажа сигарет этих категорий, ранее занимавших весьма незначительное место на рынке табачных изделий, теперь стала так быстро возрастать, что компенсировала почти на 2/3 снижение реализации традиционных сортов. Вследствие этого реальное уменьшение потребления сигарет составило только 6%, а не 17%. В более поздних сообщениях World Tobacco [Anon., 1984а] показано, что рынок табачных изделий продолжает развиваться в направлении роста объема торговли, но «внутренняя структура» его частично изменилась: заняли устойчивое положение некоторые новые, более дешевые сорта, составив сравнительно большую долю от всего количества продаваемых сигарет, а суммарная доля непатентованных сортов и мелко нарезанного табака стабилизировалась на более высоком уровне, чем прежде. Следовательно, резкое увеличение цен на сигареты привело главным образом к изменению структуры рынка табачных изделий, а не к снижению продажи этих изделий.

Таблица 46. Изменение потребления сигарет в ФРГ после увеличения пошлины на них на 39% в июне 1982 г.
Категория сигарет Потребление сигарет, х·1012 штук
1982 1983 процент изменения
Традиционные сорта 130 108 —17
Непатентованные сорта и самокрутки 17 30 +76
Суммарно 147 138 —6

В табл. 47 представлен аналогичный пример по данным, полученным из Канады. Согласно расчетам, опубликованным в World Tobacco [Anon., 1983b], продажа сигарет фабричного производства в Канаде снизилась в 1983 г. на 800 млн штук по сравнению с 1982 г., в то же время реализация сигарет ручной набивки увеличилась на 600 млн штук, так что общее количество употребляемых сигарет фактически осталось неизменным.

Таблица 47. Некоторые тенденции продажи сигарет в Канаде в последнее время

Тип сигарет Количество проданных сигарет, х·1012 штук
1982 г. 1983 г.
Фабричного производства 66,3 65,5
Ручной набивки * 5,5 6,1
Суммарно 71,8 71,6

* Оценивалось по количеству проданного мелко нарезанного табака.

Место, занимаемое непатентованными сигаретами, продолжает упрочняться не только в ФРГ, но и во многих других странах, например, в США. Цифры, опубликованные Maxwell (1984,а), подтверждают быстрое увеличение их доли на рынке табачных изделий, начиная с 1981 г. (0,4% от всего количества продаваемых сигарет) до 0,9% в 1982 г. и до 2,9% в 1983 г.; более поздние публикации в World Tobacco [Anon, 1984а], по-видимому, свидетельствуют о продолжении этого процесса.

Суммарный рост продажи непатентованных сигарет заставляет поднять вопрос о сохранении приверженности к определенному сорту сигарет: какого рода курильщики склонны с  большей или меньшей вероятностью сменить свой излюбленный сорт на более дешевые непатентованные сигареты? В США было проведено исследование, в ходе которого лиц, употребляющих различные сорта сигарет, спрашивали, намерены ли они придерживаться своего излюбленного сорта даже в том случае, если бы им были доступны аналогичные непатентованные сигареты, стоящие в два раза дешевле. Процентная доля тех курильщиков, которые решили воздержаться от перехода на более дешевые альтернативные сигареты, была принята за степень приверженности к тому или иному сорту. В табл. 48 приведены некоторые примеры таких степеней приверженности, по данным World Tobacco [Anon., 1982а]. Там также указана популярность определенных сортов, отражаемая их процентом от общего количества проданных сигарет. В противоположность ожидаемому оказалось, что те сорта, доля которых от общего числа продаваемых сигарет наибольшая, имеют наименьшие степени приверженности к ним. Очевидно, те лица, которые употребляют малораспространенные сорта, делают это потому, что они больше, чем другие курильщики, ценят некоторые специфические особенности своих излюбленных сигарет (это могут быть вкусовые нюансы, или общее представление, сложившееся о данном сорте). Полученное распределение курильщиков по этой характеристике означает также, что число лиц с ограниченной приверженностью к определенному сорту сигарет значительно больше, чем число лиц с сильно развитым чувством приверженности. Из этого следует, что доля непатентованных дешевых сортов в общем количестве продаваемых сигарет, вероятно, будет непрерывно возрастать, и поэтому они заслуживают повышенного внимания при любом анализе будущих тенденций в изменении потребления сигарет.

Таблица 48. Степень приверженности к определенным сортам сигарет в США

Излюбленный сорт сигарет Процент от общего числа продаваемых сигарет Степень приверженности, %
«Marlboro» 19 45
«Кооl» 8 57
«Vantage» 4 63
«Camel» 5 68
«Tareyton» 1 74