Внутрицеховой транспорт

Внутрицеховой транспорт на предприятиях машиностроительной промышленности весьма разнообразен. Наиболее распространены электрические мостовые краны с одно-, двух- и в исключительных случаях трехъярусным расположением по высоте производственных пролетов. Работа крановщиков происходит в специфических микроклиматических условиях (по сравнению с основной массой производственных рабочих) вследствие расположения кабины в верхней зоне помещений. Условия их труда особенно неблагоприятны в горячих цехах — литейных, кузнечных, термических. Сочетание высоких температур воздуха в кабинах с высокой температурой ограждений кабин при отсутствии теплоизоляции в значительной степени отягощает условия труда. Крановщики периодически подвергаются воздействию лучистого тепла (0,1—0,2 кал/см2, а на завалочных кранах до 12—15 кал 1см2), воздействию газов, пыли и различных аэрозолей (в механических и механосборочных цехах). К числу общих неблагоприятных факторов работы крановщиков относится также несовершенство конструкции современных кабин и системы управления кранами. Вынужденная поза, которую принимает рабочий, требует значительного статического напряжения мышц спины и плечевого пояса и приводит к быстрому общему утомлению. Перераспределение внутрибрюшного давления у крановщиц может способствовать развитию патологических состояний половых органов.

Оздоровительные мероприятия прежде всего должны быть направлены на улучшение воздушной среды в цехах и тем самым в зоне размещения кранов. Решающее значение имеет переход на дистанционное управление из пульта управления. При проектировании новых цехов следует предусматривать размещение кабин кранов над свободными от оборудования проходами и максимально уменьшать высоту подвеса кабины (как показали исследования, каждый метр, на который будет опущена кабина, дает снижение температуры воздуха в ней на 0,6—1,3°).

Оздоровление условий труда рабочих-крановщиков может быть достигнуто путем создания оптимальных микроклиматических условий непосредственно в кабинах кранов при помощи специальных вентиляционных установок. Кабины должны быть закрытыми. Наиболее рациональны установки с подачей наружного воздуха. Пол и стены, кабины необходимо теплоизолировать путем устройства двойных стен с заполнением свободного промежутка шлаковатой или другими малотеплопроводными материалами. Конфигурация передней и боковой стенок должна позволять крановщику работать сидя. См. также Горячие цехи.