Проблема воспитания отрицательных эмоций

Отрицательные эмоции являются источником внутренней энергии животных и человека, заставляют их, преодолевая трудности, достиг гать поставленных целей. Однако клинические наблюдения свидетельствуют о том, что отрицательные эмоциональные переживания не должны быть длительными.

Многие клиницисты, в том числе Г. Ф. Ланг (1948), давно высказали предположение о том, что неоднократно повторяющаяся задержка внешнего выражения отрицательных эмоций приводит к переводу их в застойное состояние, ведущее к патологии. Это и понятно, поскольку сформированная эмоция неизбежно, даже в случае торможения своих управляемых компонентов, распространяется на неуправляемые, в частности внутренние, компоненты. При частом повторении это нередко служит первопричиной таких неврогенных заболеваний, как язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, гипертоническая болезнь, спазмы различных отделов желудочно-кишечного тракта и т. д.

Вместе с тем воспитание направлено на задержку, шлифовку и обработку первичных «необузданных» эмоций ребенка. Воспитание отдельных эмоций должно быть направлено на выработку способности другими, более сильными побуждениями, логикой и интеллектом не дать отрицательной эмоции в определенной обстановке возникнуть вообще и завладеть сознанием и организмом.

Но самое важное для каждого человека состоит в воспитании умения переключить отрицательную эмоцию на полезное дело, которое неизбежно приведет к радости и чувству удовлетворения.

Патология аффективных проявлений — см. Аффективные синдромы.