Как обследуется сердечно-сосудистая система у детей

В наших детских лечебно-профилактических учреждениях существует много различных способов исследования работы сердца у детей.

Один из них применяется преимущественно у здоровых детей в качестве врачебного контроля за влиянием физических упражнений и спортивных нагрузок на сердечно-сосудистую систему.

Техника их довольно простая. Она основана на учете изменений пульса и артериального давления при дозированной мышечной нагрузке. В качестве нагрузки применяют глубокие приседания с выбрасыванием рук вперед (10 приседаний).

Для получения точных данных о состоянии сердца учитывают также состояние эмоционально-психической сферы ребенка.

В качестве самоконтроля за физическими упражнениями применяют исследование пульса — до и после занятия.

При обследовании сердца у больных детей используют те же способы, что и у взрослых. При этом чаще всего приходится решать вопрос о характере поражения сердца, т. е. имеем ли мы дело с ревматическим пороком сердца или врожденным пороком. Кроме расспроса больного и клинического обследования (осмотр, выслушивание и др.), в последнее время получили широкое распространение более сложные инструментальные способы исследования: 1) электрокардиография, 2) фонокардиография, 3) ангиокардиография и 4) катетеризация полости сердца.

Электрокардиография — это исследование электрических явлений, которыми сопровождается деятельное состояние сердечной мышцы.

Участок возбуждения сердечной мышцы всегда имеет отрицательный электрический заряд, участок же сердечной мышцы, находящейся в покое, несет положительный заряд. Таким образом, между деятельными и недеятельными участками сердечной мышцы имеется разность потенциалов и поэтому возникает электрический ток, так называемый ток действия.

Процесс возбуждения передвигается по сердечной мышце, в связи с чем различные участки сердца становятся то электроположительными, то электроотрицательными. Ритмично меняется разность потенциалов между различными участками сердца. Вследствие этого и ток действия меняет свое направление.

От сердца электричество по окружающим сердце тканям, как по проводам, растекается в различных направлениях и доходит до кожи; разные участки кожи заряжаются до разных потенциалов.

При помощи специальных проводников соединяются участки кожи, обладающие разными потенциалами, а электрический ток, который потечет по проводнику, записывается электрокардиографом.

Электрокардиографическое исследование дает возможность регистрировать ритм сердечной деятельности, а также судить по форме кривой о состоянии мышцы сердца, положении сердца и направлении его оси.

Фонокардиография при помощи особого аппарата дает нам возможность записать звуки сердца.

Одновременно записанные электрокардиограмма и фонокардиограмма позволяют выяснить, каким моментом деятельности сердца (сокращению предсердий или желудочков) соответствует появление тонов или шумов, связанных с работой сердца.

В целях уточнения показаний для хирургического лечения врожденных пороков сердца применяют ангиокардиографию и катетеризацию полостей сердца.

При ангиокардиографии вводят контрастное вещество в локтевую вену, откуда она с током крови попадает в полость сердца и большие сосуды. Проводимые в это время серии рентгеновских снимков дают возможность судить о работе различных отделов сердца.

Катетеризацию полостей сердца проводят посредством тонкого контрастирующего зонда, который вводят в сосудистую систему и постепенно продвигают в сердце. За прохождением зонда следят с помощью рентгеновых лучей, делая рентгеновские снимки.

Применение инструментальных способов исследования помогает лучше понять сложную работу сердца больного ребенка, хотя обоснование болезни сердца у детей строится нами чаще всего на данных клинического обследования (осмотр, выслушивание, расспрос больного и др.).

Рассказ ребенка о его субъективных ощущениях является одним из главных показателей, позволяющих правильно оценить его состояние здоровья.

Здоровый ребенок обычно не чувствует своего сердца и не предъявляет никаких жалоб.

У детей с поражением сердца можно заметить одышку, быструю утомляемость при ходьбе или при подъемах по лестнице. Такие дети ограничивают свои движения, избегают активных игр.

У детей с врожденными пороками сердца уже в раннем возрасте отмечается одышка, синюшность кожных покровов, которые привлекают к себе внимание родителей.

Большое значение для контроля за физическими упражнениями и спортивными нагрузками имеют функциональные пробы сердечно-сосудистой системы (изменения пульса и артериального давления после нагрузки), а также наблюдения родителей и педагогов за самочувствием детей во время спортивных игр и при выполнении физических упражнений.

Внимание родителей и педагогов должны привлекать дети, у которых в течение длительного времени отмечается повышенная температура, которые часто болеют ангинами, страдают упорными головными болями и носовыми кровотечениями. Такие дети относятся к группе «угрожаемых», «подозрительных» на заболеваемость ревматизмом и должны находиться под наблюдением участкового педиатра и ревматолога.

Как уже указывалось выше, иногда заболевание ревматизмом у детей протекает скрыто (латентно), без каких-либо жалоб. Своевременному выявлению латентных форм ревматизма у детей помогают периодические медицинские осмотры в школах, детских садах и яслях.

Проявления ревматизма у детей весьма разнообразны, и распознать эту болезнь может только врач.

Родители иногда спрашивают: «Можно ли на основании лабораторных исследований, в частности по реакции оседания эритроцитов (РОЭ), распознать ревматизм у детей?»

Распознавание ревматизма у детей — задача врача и решается она на основании комплексного обследования ребенка.

Реакция оседания эритроцитов (РОЭ), взятая изолированно от других данных клинического обследования, не дает права признать или отрицать ревматизм у больного. РОЭ является неспецифической реакцией (т, е. нехарактерной для ревматизма) и может служить показателем других заболеваний.

Проводимые лабораторные исследования крови (РОЭ, дифениламиновая проба, С-реактивный белок, титр антистрептолизина и др.) позволяют нам более точно оценить степень активности ревматического процесса у детей.