Сердце подростка

Подростковый возраст (период полового созревания) не может быть точно очерчен определенными возрастными датами. У девочек он начинается в 12—13 лет и продолжается до 16 лет. У мальчиков начало этого периода относят к 13—14 годам, а окончание — к 18 годам.

В настоящее время во многих странах Европы и США отмечается ускорение темпов роста и развития детей. Ускорение развития полового созревания подростков не всегда протекает гармонично в отношении физического и психического развития.

Бурный рост, резкие изменения в формировании органов в период полового созревания способствуют возникновению повышенной реактивности детского организма.

Ведущее место в этих изменениях занимают изменения в половой сфере и эндокринном аппарате.

Однако сложные процессы, протекающие в период полового созревания, нельзя объяснить исключительно изменениями, наступающими в половых органах. Процессы полового созревания связаны с перестройкой большей части органов и систем детского организма, и в частности, психики ребенка.

Наиболее выраженными бывают отклонения, связанные с процессами роста.

В этот период годовые прибавки длины тела составляют от 4 до 7,5 сантиметра, а веса от 3 до 6 килограммов.

Нарастание мышечной массы приводит к увеличению силы и выносливости мышц, но в связи с функциональной неустойчивостью нервной системы мышечная нагрузка в этот период не должна быть чрезмерной.

В период роста и формирования подростка особенно важно не допускать одностороннего увлечения им каким-либо одним видом физических упражнений.

Вместе с общим ростом организма усиленно растет и сердечно-сосудистая система. К 18 годам объем сердца увеличивается в 12 раз по сравнению с исходным. Одновременно с ростом происходит изменение формы сердца.

В подростковом возрасте чаще, чем в других возрастах, наблюдаются функциональные нарушения ритма сердечной деятельности.

Функциональные нарушения со стороны сердца (в виде неприятных ощущений в области сердца и сердцебиений) иногда могут возникать в результате каких-либо нервных потрясений или переутомлений на почве физических и учебных нагрузок. Они могут быть в разные периоды детства, но чаще всего в период полового созревания.

У некоторых подростков в это время происходит задержка в росте и развитии сердца и сосудов. Они жалуются на повышенную утомляемость, слабость, головные боли и одышку при физических упражнениях. Исследование размеров сердца у таких подростков выявляет относительно маленькое сердце. Пульс у них нередко учащен. У других подростков иногда наблюдается временное увеличение левого желудочка сердца и повышение артериального давления до 160 миллиметров ртутного столба.

Нужно ли освобождать таких подростков от занятий физкультурой в школе?

Крупный советский ученый профессор А. Б. Воловик говорит, что подростков, у которых имеется юношеское, капельное сердце или небольшое повышение артериального давления, нельзя считать больными. Нет никакой надобности создавать для них и облегченный режим. Правильное использование физических упражнений и спорта способствует более быстрому завершению развития сердца.

К концу периода полового созревания все описанные явления со стороны сердца исчезают.

Можно ли считать больными детей, у которых выслушивается функциональный шум в области сердца?

Нормальное, здоровое сердце ребенка, как и взрослого, обладает способностью автоматически сокращаться. Эти сокращения улавливаются нашим ухом в виде тонов сердца.

Появление шума всегда беспокоит родителей. Шумы в зависимости от происхождения называются органическими и функциональными.

Шумы, возникновение которых связано с воспалительными заболеваниями или пороками сердца, называются органическими.

Шумы, не связанные с заболеванием сердца, носят название функциональных. Они встречаются часто при выраженном малокровии, воспалении легких и других заболеваниях, вызывающих перемену положения сердца в грудной клетке. Функциональный шум может возникнуть при повышении или понижении тонуса сердечных ветвей блуждающего нерва, от которых зависит захлопывание створок клапанов, отделяющих предсердие от желудочка.

Характер шума может определяться врачом при выслушивании сердца. Нередко требуется длительное наблюдение с применением инструментальных методов исследования для выяснения происхождения шума.

Функциональные шумы встречаются, по данным ряда ученых, у 40 — 60% здоровых детей и не требуют никакого лечения.