Из мира безмолвия

Дети с пониженным слухом или совсем глухие рождаются в нашем обществе каждый день. По данным Всесоюзного общества глухих, только в СССР число пораженных этим недугом людей превысило 11 миллионов. По оценкам академика АМН СССР Н. А. Преображенского, общее число глухих и слабослышащих в мире превышает 5 процентов. Если считать, что население Земли уже достигло 5 миллиардов человек, то количество людей всех возрастов с дефектами слуха составит 250 миллионов. Таковы размеры трагедии...

«Однажды я ехала в автобусе из районного городишка, где есть интернат для глухих детей. В тот день родители забрали своих ребят на каникулы домой. Дети кричали, плакали, кривлялись, пытаясь что-то объяснить. А родители со слезами на глазах закрывали им рты. Они были друг другу как чужие. От мысли, что мой Павел мог быть таким, я пришла в ужас. Ведь у многих этих детей оставался слух, и гораздо лучший, чем у моего сына».

«Когда рядом со слышащим оказывается говорящий глухой, для слышащего это диковинный зверь — с ним раньше никогда не встречался и не знает, какой он. Чтобы глухому пробиться в слышащий мир, надо в 100 раз превосходить способностями, талантами нормальных людей».

«Детей, лишенных родителей, разбирают по семьям, чтобы согреть их домашним теплом. С нашими наоборот. Хочешь не хочешь, отдаешь в специальные учреждения, где их воспитывают чужие люди. Изоляция слышащих от слабослышащих — жестокость, к которой все привыкли».

Эти пронизанные болью строки из писем родителей глухих детей. Долгие годы их старались приучить к мысли, что им самим не выучить говорить своего ребенка. И дорога одна: в детдом и школу-интернат для глухих детей, где царит дактилология (ручная азбука) .

У нас в стране уже давно действует обязательное всеобщее обучение глухих. Для этих целей организованы специальные учреждения. Через 16 лет после их окончания в семьи возвращаются подготовленные к артельной трудовой жизни инвалиды со свидетельством о восьмилетнем образовании. Чаще всего они чужие среди слышащих.

Еще учась в школе для глухих, эти дети обычно стесняются использовать разговорную речь вне ее стен, ограничиваясь рамками класса, воспитательной группы. Даже дома, где с ними хотят общаться, переходят на мимико-жестикулярную речь. Внятность, тембр, правильность проговариваемого вне учительского контроля вызывает у глухих сомнения и тревогу. Они убеждаются, что даже близкие очень часто плохо понимают их. Мир сужается. Почти одновременно падает интерес к обучению и самообразованию.

Пользуясь пальцевой азбукой, дети перестают тренировать слух, а без тренировки и упражнений он, разумеется, не разовьется и даже будет со временем утрачен совсем.

Знакомство с такой работой дошкольных учреждений для глухих привело сурдопедагогов во главе с руководителем проблемной группы развития речевого слуха лаборатории развития речи НИИ дошкольного воспитания АПН СССР Э. И. Леонгард к твердому убеждению: дактилология на раннем этапе обучения, а может быть и вообще, не нужна. Глухой ребенок может развиваться и жить, как слышащий.

Представим на минуту начало жизни нормально слышащего человека. Уже на следующий день после рождения его можно научить отличать гудок от звонка колокольчика. Логично предположить, что человеческий голос, к которому ребенок приспосабливается задолго до рождения, он будет различать еще с большей готовностью. Дети, отделяя речь матери, скажем, от скрипа половиц или тиканья часов, еще и двигают ручками и ножками в унисон с ней. Они делают это синхронно не только с живой речью, но и с ее магнитофонной записью, даже если она на английском и китайском языках. А неречевые звуки не побуждают их к такому взаимодействию.

Контакт со взрослыми — решающее условие перехода детей к звуковой речи. В общении укрепляется неиссякаемая познавательная потребность ребенка. В общении он готовится к исполнению первой социальной роли — роли ученика. Ученые доказали, что повышенная заболеваемость в некоторых детских учреждениях объясняется не столько плохим уходом, сколько отсутствием ласки и общения с детьми.

Если человека лишить возможности разговаривать, он утратит многие речевые способности. Учителя школ глухонемых и студенты дефектологических факультетов отмечают, что после общения с глухонемыми их речь ухудшается, становится примитивной.

Человек говорит, потому что слышит речь, общаясь с другими людьми. В противном случае речь забудется, так же как забывается иностранный язык, когда им не пользуются. Родной язык тоже требует постоянной тренировки. Нужна она и глухим, иначе они никогда не научатся говорить. А для этого необходима нормальная разговорная среда.

Сколько взрослых глухих, обнаружив вдруг, что слышат какой-то звук, приходят к врачу и требуют слуховой аппарат, чтобы учиться понимать слышащих, говорить, общаться с ними. Но они не знают, что умение говорить можно реализовать только до тринадцати лет, а лучше — в самые первые годы жизни.

Дело в том, что у глухого ребенка, который не знакомится с языком, «речевые» зоны мозга постепенно вовлекаются в управление другими видами деятельности. Когда же он, наконец, услышит, эти зоны оказываются уже занятыми.

Вот почему именно мозг в первую очередь активно включается в работу, когда глухие дети занимаются по системе кандидата педагогических наук Леонгард. И прежде всего его двигательная сфера, ибо речь без движения существовать не может. Причем развитие речевой и слуховой функций у глухих идет по тем же законам, что и у слышащих — только более растянуто во времени. А у слабослышащих даже приближается к норме, если они интенсивно обучаются среди обычных детей, в атмосфере благожелательности.

Ребятишки бормочут, голосят и постепенно начинают пользоваться речью. В этом им помогает слуховой аппарат и лицо, губы говорящего. Ведь каждый из нас, того не замечая, старается смотреть на человека, с которым говорит. Так и глухие. Сначала ведущим компонентом является зрение, то есть ребенок как бы читает с лица. Но одновременно его учат слушать. Постепенно слуховой словарь пополняется: у глухих медленно, у слабослышащих достаточно быстро. Дети непроизвольно ориентируются больше на слух и могут уже пе смотреть в лицо, разбирать даже незнакомые слова, понимать их смысл из ситуации.

Ученые рекомендуют надевать слуховой аппарат слабослышащим детям и обучать их речи по методике Леонгард уже в возрасте 1—2 лет. Тогда не будут упущены первые годы жизни глухого ребенка, пока он еще находится дома. Он может с успехом обучаться в семье и через три года общаться с окружающими. Сама собой отпадет необходимость в специализированных детских садах.

Именно с этой целью в журнале для глухих «В едином строю» создан «Университет для родителей» и специальный курс заочного обучения в научной группе Леонгард. Педагоги посылают родителям рекомендации, задания, проводят консультации в столице, постепенно возрождая к жизни не только детей, но и их мам и пап, подавленных горем.

Сегодня в стране реабилитированы уже тысячи детей с тяжелой потерей слуха. Методику используют в Ленинграде, Горьком, Львове, Калинине, Минске, Воронеже, Иркутске, Ростове-на-Дону, Ангарске, Владивостоке, Омске, Электростали Московской области и в других городах. Она уже приносит ощутимый экономический эффект: год обучения глухого ребенка в спецшколе стоит 1200 рублей, а в общеобразовательной, которую посещают пациенты Э. И. Леонгард,— 150 рублей.

Но дело, разумеется, не только в экономии. Главное, воспитаны люди, не изолированные от общества, нормально говорящие, ведущие себя раскованно, хорошо успевающие, занимающиеся музыкой и живописью. Словом, настоящие личности, энергичные, любознательные, способные вести беседу в любом обществе.

Проблема врожденной детской глухоты столь остра, а шансы упустить время столь велики, что мы упросили ученых сообщить свой адрес:

113184, Москва, Климентовский пер., 1, Институт дошкольного воспитания АПН СССР, лаборатория развития речи.

Заметить нарушение слуха у ребенка обязаны родители, и прежде всего мать. Попробуйте во время кормления грудью громко включить музыку — у хорошо слышащего малыша ритм сосания изменится.

С трех месяцев ребенок уже реагирует на звук движением глаз и поворотом головки в его сторону. Если этого не происходит, необходимо срочно обратиться к отиатру и настоять, чтобы у ребенка проверили слух.

Не только снижение слуха должно насторожить родителей. Если у малыша не в порядке нос, глотка, гортань, надо обязательно проверить оба уха. Воспалительные процессы часто протекают вяло и незаметно.