Цель наказания

«Обычно ставят в одну сторону поощрения и наказания. Но эти действия имеют разную силу. Наказание действует сильнее, чем поощрение, когда речь идет об управлении людьми, особенно взрослыми. Поощрение сильнее наказания лишь только мы начинаем воспитывать, то есть улучшать представление человека о самом себе». (2) — см. главу «На что обратить внимание в воспитании ребенка?».

Даже если в детстве человек ни разу не будет наказан, то есть воспитатель сумеет иными способами добиться необходимого поведения своего подопечного, в жизни неизбежны неудачи, поражения, разочарования, которые, по сути, являются наказанием за непродуманные поступки и слова. Поэтому одной из целей наказания в детстве может быть воспитание умения достойно и с пользой для себя сносить удары судьбы. Для этого необходимо:
а)       не унижать человеческое достоинство,
б)       не пробуждать в человеке чувство мести,
в)       помогать ему не озлобляться, а учить анализировать причины ошибок и проступков, намечать пути для устранения этих ошибок в будущем.

Поэтому, наказывая, думай: зачем наказываешь? Не за что а зачем именно! (6).

Применяя наказание, воспитатель должен отдавать себе отчет на чем сосредоточено его внимание — на неверных действиях ребенка или на обиде, нанесенной ему, воспитателю.

Если наказание принимает форму мести — не ждите добрых результатов. Скорее всего дети примут Ваш вызов и начнется соревнование, кто кому сделает больнее.

Если же ребенок будет напуган наказанием, есть опасность нанести сокрушительный удар по его воле и самостоятельности. В следующий раз человек может не решиться совершить поступок, вырастет перестраховщик.

Наказание должно помогать воспитаннику — вот забота педагога, решившегося применить наказание.

2. ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ (6)
1. Не вредить здоровью. Лишать прогулки на улице ни при каких видах наказания нельзя.
2. Если есть сомнение, наказывать или нет, то не наказывать. Никаких наказаний ради профилактики!
3. За один раз (даже если проступков несколько)— одно наказание. Никогда не отнимать подаренного!
4. Лучше вообще не наказывать, чем наказывать с опозданием. Запоздалое наказание возвращает ребенка назад, лишает его возможности стать другим.
5.       Дети не должны бояться наказаний.  
6.       Без унижения.  
7.       Наказан — прощен. Не мешайте жить сначала ни себе, ни другим.

А в Вашей семье есть свои правила?

Форма наказания

РЕКОМЕНДУЕТСЯ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ
Полное безделье. Чтение.
Постоять в углу. Уроки.
Несколько раз проползти под столом или подтянуться на перекладине. Работа по дому.
В коммуне А. Макаренко «арестант» сидел в кабинете директора колонии в кресле.  
Косвенное неодобрение (не замечать поступка).  
Ироническая похвала: «Разбил чашку! — Молодец! Так всегда и делай. Теперь всей семьей будем пить из ведра... Быстро собери осколки!»  

ВЫВОД: По крайней мере не обидно.

ВЫВОД: Можно воспитать ненависть к этим видам деятельности.

         ПОСТОЯННО ПОМНИТЕ:
1.       Конфликты рождает наша раздражительность.— Спокойнее!
2.       Если есть юмор — ничего не потеряно.— Веселее!
3.       Детство у человека только одно, и земной путь человека не бесконечен. (6).— Осторожнее!
         ЗАДАНИЕ РОДИТЕЛЯМ
В. Леви рекомендует провести в каждой семье эксперимент: месяц или хотя бы неделю — не ругать детей вообще.

Ради интереса — попробуйте и посмотрите, что из этого получится.

Для иного воспитателя наказание — это облегчение души. Для отчета: «на каждое допущенное нарушение я отреагировал своевременным наказанием». И душа болеть не должна — меры приняты.

Но душа может не болеть и у ребенка. Наказание снимает с него чувство вины — см. последний абзац главы «Наказывать или нет за плохие отметки?».

Поэтому наказание можно использовать... не применяя его в отдельных случаях. Но это уже — почерк Мастера.