Детская злость

     1. Воспитание злости
«Нам трудно бороться со злом в ребенке, если мы не понимаем, откуда оно в душе. Часто, не зная механизма возникновения злых чувств, мы сами сеем их в детской душе». (3).

У ребенка есть две основные потребности:

1)       в безопасности,
2)       в развитии.

Для детей эти потребности неодолимы. Они отличаются от взрослых тем, что у них стремление к развитию сильнее стремления к безопасности. И как только одно из этих стремлений встречает преграду, у ребенка начинает развиваться злая воля — потребность сделать назло взрослым, ограничивающим его деятельность. (3).

Злое чувство — как взрыв. Если на его пути нет препятствий, то оно быстро рассеивается «в пустоту», теряет энергию. Встретив же сопротивление в виде родительской воли («Я все равно добьюсь от тебя своего!»), энергия детской злости начинает наносить нам ощутимые удары. Желательно не противопоставлять детскому злу зло взрослых — вот главная стратегия. (3).

Для себя я формулирую это правило так: «Не надо упражняться в подлости!».

Пусть ребенок нанес Вам обиду. Выставляя свою готовность действовать по принципу «око за око», мы втягиваем себя и детей в состояние войны и поневоле начинаем все больше и больше упражняться в подлости — и учим этому детей!

Избегая открытых столкновений, мы заставляем «злюку» перекипеть и учим не срывать злость на людях. Совершенно неинтересно злить и провоцировать взрослых, зная заранее, что они на эти провокации не поддаются.

Но самое лучшее — это внимательно приглядеться и выяснить, что является причиной детской агрессии. Может быть, это какие-то наши обидные слова, несправедливые требования, действия. Дети очень быстро усваивают тон, в котором мы говорим с ними, и начинают отвечать нам тем же.

     2. Ребенок в бешенстве
Когда ребенок находится во власти сильного чувства, он никого не слушает. Он не способен принять ни совета, ни утешения, ни конструктивной критики. Он хочет, чтобы его поняли без необходимости подробно объяснять свои ощущения. (4).

Бесполезно стыдить или ругать человека, когда он в истерике. Это крайне неустойчивое состояние, и Ваши подталкивания могут привести к еще большему нервному срыву. Вы знаете своих детей. Кого-то надо на время истерики оставить в покое, попросту не обращать внимания; это особенно относится к гордым детям, они не любят, когда кто-то наблюдает их слабость и могут не простить взрослому активное присутствие во время сильного стресса. Другим детям попросту нужна «жилетка», которая промокнет их горе без нотаций и нравоучений. От Вас требуется только сочувствие, которое целесообразно выражать в таком тоне:
—       Ты, я вижу, очень разочарован.
—       Да!
—       Ты так хотел пойти на улицу.
—       Конечно! А ты не пускаешь!
—       Но кто же знал, что пойдет такой сильный дождь?..

Рекомендуется спокойно говорить о тех чувствах, которые охватывают ребенка, и ни в коем случае не обзываться.

Бывает, достаточно назвать чувство, которым охвачен ребенок, чтобы он с Вами согласился.

     3. Ребенок бьет родителей
Немедленно остановить. Взять за руку и сказать:
—       Бить людей нельзя! Если ты сердишься, то объясни, в чем дело. (4).

И уж ни в коем случае не шлепать его в ответ. А то получится не воспитание, а заурядная драка.