Мне как преподавателю пришлось практически переделать себя, прежде чем на уроках установилась необходимая мне дисциплина. Каждому наводящему дисциплину надо прежде всего понять, для чего мы ее наводим, чего мы добиваемся: тишины? подчинения?
подчинения кому — себе? или все-таки подчинения порядку? тогда — какому порядку? кто этот порядок устанавливает? и для кого эта дисциплина — только для ребенка или для всех в этой семье? Дело в том, что под «дисциплиной» некоторые взрослые понимают такое поведение ребенка, когда тот не мешает своим родственникам отдыхать, читать, смотреть телевизор, болтать по телефону, работать, решать вопросы личной жизни и т. п. Тихий, безответный, похожий на тень человечек — «идеал дисциплинированности»?!
В главе «Удобные дети» сходный случай рассмотрен, и если Вы пропустили эту главу или забыли ее содержание, прочтите еще раз.
Здесь же я остановлюсь на «подчинении порядку».