Дисциплина

Мне как преподавателю пришлось практически переделать себя, прежде чем на уроках установилась необходимая мне дисциплина. Каждому наводящему дисциплину надо прежде всего понять, для чего мы ее наводим, чего мы добиваемся: тишины? подчинения?

подчинения кому — себе? или все-таки подчинения порядку? тогда — какому порядку? кто этот порядок устанавливает? и для кого эта дисциплина — только для ребенка или для всех в этой семье? Дело в том, что под «дисциплиной» некоторые взрослые понимают такое поведение ребенка, когда тот не мешает своим родственникам отдыхать, читать, смотреть телевизор, болтать по телефону, работать, решать вопросы личной жизни и т. п. Тихий, безответный, похожий на тень человечек — «идеал дисциплинированности»?!

В главе «Удобные дети» сходный случай рассмотрен, и если Вы пропустили эту главу или забыли ее содержание, прочтите еще раз.

Здесь же я остановлюсь на «подчинении порядку».