На что обратить главное внимание в воспитании ребенка?

Воспитание — это руководство внутренним, духовным развитием, а не управление ребенком: «Это не делай, это делай, и все будет хорошо». (2).

Но чтобы руководить внутренним развитием, необходимо, как минимум, иметь контакт с маленьким человеком, уметь вести с ним диалог, когда оба собеседника и слушают и слышат друг друга. (Приемам ведения такого диалога в основном и посвящена эта книга).

«Всякая перемена в человеке начинается с перемены его самосознания, представления о самом себе. Следовательно, если я хочу изменить поведение человека в каком-то отношении, я должен влиять не на его поведение, а на его представление о самом себе». (2).

Пример. Вспомните фильм Э. Рязанова «Служебный роман» с участием великолепной Алисы Фрейндлих. Пока ее героиня считалась просто руководителем, она и была неясно кем, одним словом — Мымра. Сказавшись же под прицелом любви, пусть даже и ненастоящей поначалу, женщина изменилась совершенна. Она стала в самом деле красивой и достойной любви! То же самое происходит с любым человеком, и, конечно же, с детьми. Внушая им лучшие черты характера, мы эти черты в итоге и получаем; грозя тюрьмой или ПТУ, мы их морально к этому готовим.

«Воспитатель часто не может влиять на разные жизненные обстоятельства, они нам не подчиняются. Влиять же на представление человека о самом себе — по крайней мере до тех пор, пока сохраняется душевная связь с ним — возможно. Объектом нашей воспитательной деятельности будет не сам ребенок и даже не весь его внутренний мир, а его представление о самом себе как о достойном человеке. Если меняется отношение к человеку, то меняется его представление о самом себе — меняется он сам.

Видеть, считать воспитанника лучшим, чем он есть — к этому и сводится педагогическая мудрость». (2).