Заявляя такие вещи, дети идут к нам не столько за утешением, сколько за сочувствием. И к его признанию необходимо отнестись совершенно серьезно:
— Ты и взаправду так думаешь? Тебе кажется, будто ты стал хуже соображать? (Обратите внимание на форму реакции. Это не согласие, не утешение, а сомнение).
— Да.
— Ты, наверное, очень переживаешь.
— Да.
— Боишься получить плохую отметку. (Или: «Боишься, что скажешь не так, и ребята в школе будут смеяться». Или так: «Я считаю иначе. Но у тебя другое мнение»).
Если Вы начнете соглашаться с ребенком («Да, выражение лица у тебя не очень интеллектуальное!»), то только усилите его тревогу и вдобавок обидите насмешкой. Как бы ни ругал себя человек сам, он не простит другому, если тот с ним согласится.
Если приметесь активно возражать, то человек решит: «Ага, утешает. Значит, в самом деле считает дураком». И настроение может еще более упасть.
Приведенный пример показывает, что взрослый выражает озабоченность и отсылает окончательное решение вопроса самому ребенку. Сомнение родителей в истинности утверждения о «глупости» и их озабоченность тем, что волнует сына или дочь, дают детям ту спасительную опору, которую они в нас ищут. (4).