«Хочу воспитать своего ребенка!»

На бумаге и на кафедре педагогика — самая легкая из наук. Есть и другое остроумное определение: «Педагогика — набор замечательных советов для замечательных родителей». (3). В самом деле, лучшие книги о воспитании написаны талантливыми учителями. Читаешь и думаешь: как просто, красиво, как душевно! А начинаешь сам применять эти «замечательные советы», так сразу и проблемы. То ли твой ребенок какой-то «не такой», то ли...

Увы, настоящая педагогика начинается с того самого момента, когда воспитатель начинает осознавать свою педагогическую беспомощность. Процесс воспитания никогда не бывает односторонним: ты пытаешься изменить характер и привычки ребенка, а он ставит перед тобой что ни день, то новые нелегкие задачи, решая которые родители вынуждены изменять себя. И кто кого воспитывает, совершенно не ясно.

Воспитание может быть случайным: мы совершаем поступки, произносим слова, не задумываясь об их значении. И когда наше же поведение проявляется в характере детей, удивляемся, «откуда это в нем?».

Воспитание может быть целенаправленным. Одним хочется вырастить великого спортсмена, художника, музыканта — кого угодно, лишь бы был «великим». Другим этого не надо: родители обеспечивают себе спокойную старость, с раннего детства готовят себе сиделку на черный день. Это в общем-то разумно, если только не концентрировать заботу только на своих близких. Можно ведь поставить цель воспитать нежного и не равнодушного к чужой боли человека; тогда он и про родителей не забудет, и упавшему прохожему помощь окажет. Но многие сейчас говорят: мол, в наш жестокий век такому человеку будет трудно. И, чтобы не создавать «трудностей» своему ребенку, родители учат его избирательности нежности и душевности — только для своих.

Целенаправленное воспитание требует постоянного внимания и анализа: внимания к словам и самочувствию ребенка, а также к своим словам и интонациям; мы должны учиться предвидеть последствия наших поступков и реакций на проступки детей. И хотя «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...» — просчитывать необходимо, иначе есть угроза получить в итоге не то, что желали.

Помня, что процесс воспитания — взаимный, умные родители заботятся е ребенке еще до его зачатия! Упаси бог зачать ребенка в пьяном угаре или бездумно отнестись к течению беременности. «Умные родители начинают разговаривать с детьми совершенно серьезно с первого дня их жизни — и так продолжают». (2).

Кроме того, надо четко определить для себя, каковы Ваши реальные способности как педагога. Ведь их может и вовсе не быть. И в этом нет ничего страшного! Как не всем нам суждено родиться умелыми краснодеревщиками и музыкантами, так не обязательно у каждого должны проявляться педагогические способности. Сделав грустный вывод, что дети Вас не слушаются, не бросайтесь в панику, не вините весь свет в Том, что ребенка «испортили». Надо спокойно и терпеливо поощрять дружбу и общение Ваших мальчика или девочки с теми людьми, которые, на Ваш взгляд, сумеют сообщить им те качества, которых нет у Вас.

Чем слабее наши педагогические способности, тем больше достоинств ждем мы от ребенка — это почти правило. Несовершенные, мы все хотим вырастить совершенных детей, а это невозможно. (3).

СОВЕТ. Заподозрив, что «все кругом портят» Вашего ребенка, самое разумное — прекратить войну против «всех». Иначе есть угроза воспитать человека, обреченного на вечную тоску и поиски «врагов» своего счастья. Тут не исключен вариант, что в итоге дети обвинят Вас же за то, что «жизнь была напрасна», и попытаются на старых и усталых родителях выместить всю свою молодую злость и беспомощность. Таких примеров педагогика помнит множество. Будьте осторожны.

Если Вы всерьез решили заниматься воспитанием своих детей, необходимо принимать за аксиому утверждение В. А. Сухомлинского: «Из семьи начинается общественное воспитание. В семье, образно говоря, закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды» (1). Иначе говоря, за все, что происходит в Вашей семье, отвечаете только Вы. Попытка переложить ответственность за нежелательные результаты на кого-то другого сводит на нет всю предлагаемую Вам методику. Поэтому, уважаемые родители, не спешите, подумайте. А если решитесь заняться воспитанием, то торжественно скажите себе: «Всю ответственность за воспитание наших детей мы сознательно берем на себя!».