Как готовить ребенка к школе?

Стоит ли учить писать и считать?

Да! Все большее число родителей самостоятельно начинают обучать детей грамоте и счету, и эти дети, несомненно, будут пользоваться наибольшим расположением учителя. Ведь большинство учителей, увы, предпочитает умных (то есть уже фактически выученных кем-то!) учеников. Чтобы Ваш ребенок не оказался в грустном списке отстающих, помогите ему заранее.

Как учить?
Только через игру!
Пример № 1. Один из приятелей подсказал мне забавный способ обучения чтению в 2 года. На фотографиях с изображениями знакомых ребенку предметов, а также мамы и папы, с обратной стороны на белом поле крупно и красиво пишем: «мама»,  «папа», «Толя», «самолет», «трактор» и т. п. Сначала показываем картинку и спрашиваем: это кто? А потом переворачиваем и показываем слово. И так — много раз. Суть следующего этапа игры заключается в том, что малыш должен по написанному слову угадать, где прячется «мама», «папа», «трактор» и другие.

Если с первого раза не получилось — никаких злых эмоций! «Тебе не нравится эта игра?» Предложите что-нибудь другое. А слова оставьте в запасе и время от времени возвращайтесь к ним.

Пример № 2. На стенах детской комнаты должны быть изображения букв, цифр, слов, географические карты и т. п. Среди игрушек — настоящие, «серьезные» вещи. Играя с детьми, среди разных предметов называйте буквы, вернее произносите их звуки: не «бэ», а «б», не «эс», а «с-с-с». И не говорите, что это буквы: просто «а» безо всяких пояснений. Так советует Б. П. Никитин. Например:
—       Это машинка. Это белочка. Это «о». Это слон. А вот это — «ж-ж-ж»...

Если на улице малыш начинает узнавать некоторые буквы, отмечайте это. Просите показать еще, радуйтесь вместе с ним.

Пример № 3. Учим счету:
—       Папа, дай конфетку!
—       Одну или две?
—       Да.
—       Смотри: вот две конфеты. Вот одна. А вот — много конфет. Если съесть много, то заболит живот, и мы не пойдем на качели. А если дать две конфеты, то одну Галя даст папе, и у Гали останется тоже одна конфета. Сколько у тебя сейчас конфет?
Такие уроки лучше всегда проводить на тех предметах, которые ребенок любит. Усвоив материал, он может приставать к вам со своими задачками. Терпите! Радуйтесь, что Ваше дитя такое смышленое. Если он придумывает задачки для Вас, иногда при их решении «ошибайтесь». Ребенок должен учиться доказывать свою правоту.

Пример №4. В статье про мальчика, который в 13 лет поступил в университет, приводится такая реплика отца:
—       Мы не учили его специально. Шли по улице из садика и считали вслух столбы, машины, кошек и собак. Играли, кто больше и быстрее насчитает. Вычитали, складывали, умножали...
—       С какого возраста?
—       Начали, когда ему еще не было трех лет...

Пример № 5. Моя мама говорит, что я научился читать по пластинкам. Отец перед гостями показывал «фокус»: приказывал 4-летнему сыну находить в куче дисков записи Руслановой, «барыню» или индийскую музыку. Я обожал музыку и делал это с удовольствием.

Совет. Ребенок учится работать за столом, подражая старшим. Если Вы садитесь писать письмо или читать, посадите рядом с собой малыша. Это можно практиковать с любого возраста, как только он научится сидеть. Не страшно, что через пять минут ему надоест. Повторяйте раз от разу. Одному ему сидеть скучно, а за компанию с кем-нибудь — это запросто.

Воспитывают усидчивость и сосредоточенность настольные игры. Добивайтесь того, чтобы постепенно Ваши дети играли за стоком по полчаса и более. Это поможет им адаптироваться к урокам в первом классе.

Особое внимание — аккуратности. Когда вы «учитесь», стол и комната должны быть прибраны, радио и телевизор выключены. Приучайте сразу ребенка к той обстановке, в которой ему позже придется готовить домашние задания.

Пример № 6. Важно любое дело доводить до конца и учить детей любоваться результатом, радоваться сделанной до конца работе.

Прибрав игрушки или комнату, обратите на это внимание детей: «Смотрите, как стало красиво!».

Разделись — повесьте на место пальто, аккуратно поставьте обувь: «Видишь, как ровно и красиво стоят наши вещи. Они знают, что их хозяева — аккуратные люди».

И так — в каждой мелочи!
Умение предвидеть, предвкушать результат воспитывает целеустремленность и трудолюбие. Такие люди не бросят на полпути начатое дело.

Аналогичных примеров можно привести множество. Надеюсь, Вы поняли, в чем суть этого метода, и сумеете дописать главу своими примерами.