Как поделить обязанности по дому?

Говорить жене, что «мыть посуду — не мужское дело», это безумие. Что из того, что «в Японии мужчина посуду не моет»? Там и женщина ее не моет. На это есть моечная машина.

Самое разумное решение бытовых проблем — делить обязанности не между мужем и женой, а между всеми членами семьи, включая детей. Обязанности не стоит «утверждать навсегда», желательно менять их время от времени. Некоторые предлагают устраивать раз в неделю лотерею — и разыгрывают обязанности на 7 дней вперед. Одна из семей запомнилась мне вывешенным в прихожей ежедневным (!) расписанием обязанностей. Они каждый вечер подводят все вместе итоги дня (муж, жена, 17-летний сын, 14-летняя дочь и еще один сын — 4-х лет), решают, кто за что завтра отвечает, выбирают секретаря, который отпечатает обязанности всех членов семьи на следующий день (все, кому больше 4-х лет, владеют пишущей машинкой).

Вот еще один пример. Ни отец, ни мать не любят сдавать молочную посуду. В магазины они заходят сразу после работы, а брать с собой по утрам на весь день стеклянную тару — дураков нет.

Их сын, мальчик 10 лет, частенько просит то у одного, то у другого из родителей мелочь на свои нужды: кино, марки, подарки приятелям.

На семейном совете решили: назначить сына Колю хозяином пустой молочной тары. С тех пор под раковиной стекло не скапливается, и с протянутой рукой никто не ходит. Все довольны. Хоть и на время, но разом решили целых две проблемы.

Совет 1. Если Вы хотите приучить своих детей к самообслуживанию, ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ВЫРАЖЕНИЕ СВОЕГО ЛИЦА. Желая увлечь детей, например, мытьем полов в квартире, родители могут делать уборку с настолько перекошенным от тоски лицом, что ребенок вряд ли испытает вдохновение повторить этот подвиг.

Дети совершенно естественно перенимают наши достоинства и привычки к тем или иным трудовым операциям, если мы в самом деле увлечены и если допускаем детей до наших инструментов: даем в руки молоток, паяльник, кусачки, когда они просят.

Если Вы решили приучить ребенка, скажем, к чистоте, то сами должны любить и ценить чистоту в доме. У нас в семье, несмотря на скромный достаток, всегда было идеально чисто. За этим следила мама. Она никогда не успокаивалась, пока в квартире не воцарялся полный порядок. В результате, я настолько привык жить в чистоте, что любое другое состояние окружающей среды для меня уже неестественно. Мама никогда не настаивала, чтобы я убирал сам. Порой попросит, но чаще — уберет сама. Формально — трудового воспитания не проводилось. А вот вырос — и ежедневно скребу свою квартиру. Ворчу, но скребу! И движет мной не привычка ежедневно мыть полы, а привычка всегда жить в чистоте.

Воспитанию трудолюбия способствует умение детей радоваться результатам своих занятий. (Прочтите об этом в Примере № 6 в главе «Как готовить ребенка к школе?»).

Совет 2. Если Вы лично считаете, что «посуда должна быть чистой», то, пожалуйста, вымойте ее или сделайте так, чтобы кто-то захотел ее вымыть. А если мыть не хотите, организовать не можете и куча грязной посуды портит Ваше настроение, и вот-вот вспыхнет скандал — самое разумное поискать себе другую семью, где Вам не надо будет мыть посуду и она тем не менее всегда будет чистой. Скандал из-за посуды в деле семейного воспитания— это демонстрация детям разделения обязанностей на «низкие» и «прочие»; это, по сути, воспитание «бытового расизма».

Перевоспитание супруга (супруги) — это педагогика высшего пилотажа. По сравнению с этой задачей воспитание сына или дочери — это поистине «детские» задачки.

«Кто хочет жить в согласии, тот должен привыкнуть к мысли, что у него в доме «не как у людей». Кто хочет жить в согласии, тот не должен опускаться на мелкий хозяйственный уровень: «Семья — это неналаженный быт, семья — вообще не быт, семья — духовная поддержка в жизни, питание души человеческой». (2).