Семейное воспитание детей

Эту книгу можно читать несколькими способами в зависимости «от того, каким временем Вы располагаете. Если Вы очень спешите и на чтение педагогической литературы можете уделить не более 15 минут в неделю — начните с содержания в конце книги. Выберите для себя наиболее волнующую тему, и пусть эти страницы станут для Вас самыми первыми.

Если у Вас возникнет желание познакомиться в общих чертах с педагогическими взглядами автора этого то ли справочника, то ли учебника, обратитесь к страницам тоже в конце брошюры.

А кто-то наверняка решит читать все по порядку. Ну что ж, так тоже можно. Главное — чтоб читалось.

По сути своей эта книга — реферат. Была мысль именно так и назвать ее: «Педагогический реферат для родителей». Но меня отговорили. Но все равно я считаю, что для начинающего воспитателя педагогика — наука «реферативная». Сначала как бы «переписываешь» идеи талантливых учителей собственной практикой, пользуешься чужими цитатами и мыслями, но когда поймешь, что к чему, тогда и начинается самое интересное. Открытия делаешь сам и ежедневно. И самым главным открытием, представьте себе, являются те наши способности, которые скрывались до поры и вдруг нами же были пробуждены к жизни. То, что наши дети — чудо, это ясно, всем ясно. Но то, что и мы, родители, тоже, оказывается, так же талантливы, как и дети,— вот это в самом деле открытие для тех, кто творчески занялся воспитанием своих детей.

У меня все началось с того, что приходилось многим своим друзьям пересказывать содержание моих любимых книг по педагогике, дополняя их материалом собственного опыта. И до того «допересказывался», что получилась в итоге эта книга — книга бесед. В тексте Вы будете встречать цифры в скобочках: они будут отсылать Ваше внимание к одному из первоисточников, которые перечислены ниже.

Вы, пожалуйста, отмечайте, какие мысли или советы Вам понравились, стали открытием. А потом проверьте, напротив какой сноски Ваше внимание останавливалось чаще всего — значит именно эту книгу Вам надо найти и прочесть!

Вот этот список:
1.       В. А. Сухомлинский. «Родительская педагогика». «Знание», Народный университет, Педфакультет, 1978, № 6.

2.       С. Л. Соловейчик. «Резервы детского «Я». «Знание», Народный университет, Педфакультет, 1983, №11.

3.       С. Соловейчик. «Агу» и «Буки» (педагогические размышления). «Новый мир», 1985 г., № 3.

4.       X. Дж. Джайнотт. «Родители и дети». «Знание», Народный университет, Педфакультет, 1986, № 4.

5.       Г. Данаилов. «Не убить Моцарта!». Москва, «Педагогика», 1986 г.

6.       В. Леви. «Нестандартный ребенок». Москва, «Знание», 1983 г.

Название для брошюры мне подсказали книги А. С. Макаренко. Он мечтал о создании учебников по педагогической технике, считал, что без овладения этой «техникой» невозможно добиться сколько-нибудь удовлетворительных результатов в воспитании.

Обращаясь к родителям-эмжековцам, прошу отнестись к работе с этим «справочником» со всей серьезностью. По итогам его «обкатки» и проверки на практике педгруппа МЖК «Соломбала» и избранный вами родительский совет комплекса продолжат работу далее, чтобы подготовить для наших детей — для родителей наших внуков! — «учебник народной педагогической мудрости». Люди всегда воспитывают своих детей так, как их воспитывали в родительских семьях. Значит, исправляя сейчас свои ошибки и выстраивая систему воспитания в городских семьях, мы тем самым помогаем нашим детям подготовиться к тому, чтобы стать воспитанными родителями и учесть наш опыт. Как Вам эта идея?

Но к ней мы еще не раз вернемся, а пока — приглашаю Вас к творческому сотрудничеству: читайте, соглашайтесь, спорьте, задавайте вопросы — в книге есть место и для Ваших мыслей.

                                                                                                  А. Жданов