Как воспитать свободного человека?

Свободным и демократичным общество становится лишь тогда, когда на деле свободен и имеет возможность высказывать свое мнение каждый человек. Но такой свободный человек не появляется вследствие решения очередного «исторического решения», его необходимо таким вырастить, воспитать. Роль семьи в воспитании свободного человека — решающая.

Но давайте сначала ответим на два вопроса:
свободный — от чего?
свободный — для чего?
Абсолютной свободы не существует. Тот, кто позволяет ребенку делать все, что ему вздумается, стоит на опасном пути. Ни у кого не может быть полной свободы потому, что надо соблюдать права другого, но у каждого должна быть личная свобода,— так считает педагог из Великобритании А. С. Нейл.

У ребенка начиная с первого года жизни должна быть свобода выбора, но для этого, как минимум, необходимо наличие этого выбора: «Если в доме звучит разнообразная хорошая музыка, детские предпочтения будут, по всей вероятности, такими же разнообразными». (5).

Базовым условием «свободного» воспитания является обеспечение выбора по как можно большему числу сфер воспитания.

Поощрение же вседозволенности ведет к закабалению человека с другой стороны — он становится рабом собственных прихотей. Хочу поделиться с Вами предостережением В. А. Сухомлинского:
«Дорожить жизнью и свободой научится лишь тот, кто в детстве постиг мудрость ограничения своей свободы и желаний. Эта мудрость — один из самых тонких инструментов воспитания. Бездумное отношение к свободе, неумение властвовать над желаниями превращает дитя, образно говоря, в живой комок произвола. Произвол этот — опаснейшая вещь, он таит в себе те глухие необузданные, дремлющие до поры, до времени силы, которые «неожиданно», на первый взгляд, толкают человека на преступление» *.

Поэтому не опасайтесь применять свой гнев, если чувствуете, что это необходимо. Методика использования сильных родительских реакций изложена в главах «Родительский гнев», «Отказ», «Искусство ругаться».

Хотелось бы обратить Ваше внимание на следующие советы.

Первое. С целью постижения «мудрости ограничения» необходимо спокойно и доброжелательно анализировать вместе с детьми причины и развитие конфликта, поясняя им обоснованность Ваших запретов. Возьмите за правило: наказывая и запрещая — пояснить
а)       причины Вашего решения и
б)       условия, при которых желание ребенка может быть удовлетворено.

Как можно раньше постигая конфликт не как нанесение обиды, а как поле столкновения разнонаправленных интересов, наши дети будут получать дополнительные «степени свободы»: мы должны учить тому, как конфликта можно избегать, либо использовать его в своих целях. Наши дети должны знать, что такое компромисс и когда он более выгоден, нежели конфликт. В этом случае у них будет намного больше возможностей для выбора способа действия и использования взаимодействий.

Второе. Обратитесь еще раз к главе «О японской системе дошкольного воспитания». В одном из примеров там рассказано о методике свободного выбора. Такое управление детьми ставит их перед необходимостью выработки самостоятельного решения. С одной стороны, это развивает чувство ответственности, с другой, человек привыкает к самостоятельности, и тогда диктат и бездумное подчинение уже не для него.

Вместо «Немедленно за уроки!» — более тактично и мудро: «Ты сядешь за домашнее задание сейчас или после чая?».

Вместо «Ешь быстрее!» — подсказка: «Через три минуты начнутся мультфильмы».

Третье. Учитесь замечать в детях и их делах новые качества, навыки, способности — указывайте на это своим детям.

Свобода — это не самый легкий стиль жизни. Жизнь постоянно обновляется, ставит новые условия для новых задачек, и умение видеть эти изменения, уметь их учитывать и использовать придает человеку устойчивость в изменяющемся мире. Именно мы, родители, должны подсказать детям — внушить им! — эти важные качества свободной личности: способности к самоанализу и творчеству.

Четвертое. Свобода требует смелости, уверенности в себе. Эти качества могут быть закреплены только при помощи успеха. Поэтому воспитание свободного человека — это и помощь ему там, где сложно, и подсказка, как, когда и кого привлечь для достижения поставленной цели. Уверенность в собственных силах должна сочетаться с осознанием пределов своей компетентности и умением находить и привлекать на свою сторону людей, умеющих делать лучше то, что необходимо нам для успеха.

Пятое. Только смелый, честный и нравственный человек может воспитать себе подобного. Так что займитесь не только ребенком, но и собой.

Шестое. Под рукой у детей должно быть много не только игрушек, но и книг — книг самых разных, и «детских», и «взрослых». Эти слова взяты в кавычки потому, что мне лично трудно выделить из настоящей Литературы книги 100-процентно «детские» или «юношеские». Деление искусства на возрастные категории — один из примеров усреднения, приглаживания умов. Ну скажите честно, сказки Пушкина «Руслан и Людмила» или про Золотую Рыбку — неужели «детские»? Или Чернышевский писал «Что делать?» для девятиклассников? Нет, конечно. И то, и другое — Литература, понятная и интересная для многих поколений (если только в школе не сумели привить к ней стойкое отвращение). Именно то, что мы считаем классикой искусства — книги, музыка, живопись, архитектура,— являет собой образец свободного, честного изъявления позиции творца, и общение с шедеврами мировой культуры неизбежно окажет свое воздействие на раскрепощение души человеческой.

Чем раньше Вы обеспечите доступ своих детей к произведениям искусства, тем более свободного и независимого человека Вы воспитаете.

Не надо комментировать искусство. Если ему что-то не ясно, ребенок спросит. Высказывая свою точку зрения, не будьте догматиками. Например, слово «безобразие» по поводу модной поп-группы разумнее заменить фразой: «Мне такое непонятно».

Не лишайте детей права иметь свои приоритеты, но время от времени ненавязчиво предлагайте им и другие ценности.

Седьмое. Оставляйте за человеком право на ошибку.

Не внушайте ребенку мысль, будто ошибающийся человек «неполноценен». До тех пор, пока человек жив, он будет ошибаться. Исправляет ошибки тот, кто их видит и не боится их.

* В. Сухомлинский. «Потребность человека в человеке»: М.: «Сов. Россия». 1978, стр. 29—30.