Какой порядок нам нужен?

В воспитании невозможно в чистом виде отделить какое-то качество и заниматься его усовершенствованием. Воспитание (не) дисциплинированности происходит по пути с общим развитием человека, и на разных этапах с ним в пару можно поставить любые слагаемые в любых комбинациях:
учим дисциплинированности + справедливости; учим дисциплинированности 4- вежливости; учим дисциплинированности + творчеству; воспитываем дисциплинированность + ...что угодно! Например, очень трудно воспитывать одновременно и дисциплинированного и справедливого человека, если мы устанавливаем для ребенка одну «дисциплину», а для себя — другую. Самый распространенный вариант такого воспитания (возраст — школьный), когда детям пить и курить «нельзя», а их родителям можно; когда на отца матом «нельзя», а сам батя только так и умеет выражаться; когда оскорблять учительницу категорически запрещено даже в том случае, если она во всеуслышание характеризует тебя «проституткой» или «накрашенной куклой».

Прежде чем установить какой-либо порядок для воспитанника, мы должны хорошо подумать, готовы ли сами следовать провозглашаемым запретам и правилам.

И если не готовы, то разумнее дать человеку возможность самому определить, что можно, а что вредно.

Часто в параллель ставят два качества — дисциплинированность и «распущенность». Мол, если ребенок, по нашим меркам, «распущен», то в характеристике можно смело писать: «не дисциплинирован». Будьте осторожны с такими определениями! Они могут стать свидетельством Вашей низкой педагогической культуры. Дисциплинированность, усидчивость, трудолюбие — понятия относительные, об этом говорилось. Вальяжный и грубый по отношению к Вам парень может оказаться дисциплинированнейшей «шестеркой» местного дворового князька. Девочка, не способная усидеть за решением задач без контроля со стороны старших, часами рисует (одни рисуют на бумаге, другие — перед зеркалом — на своем лице). Если мы характеризуем недисциплинированность ребенка, то должны указать, в какой ситуации.

Бывают и такие случаи. В семье заведен общий для всех порядок, расписание, и родители («во имя ребенка!») следят за собой и за часами, чтобы «все было вовремя». И если ребенок «выбивается «из графика», делается вывод о его «недисциплинированности».

Распорядок дня вещь, конечно, хорошая. Там можно предусмотреть все — кроме увлеченности детей, без которой немыслимо воспитание творчества. А творчество, увы, не поддается регламентации; жесткими ограничениями в человеке можно угробить ростки творческого мышления. Если Вы видите, что дети увлеченно занимаются, ни в коем случае не внушайте, что «порядок превыше всего». Наоборот, порадуйтесь, что они проявляют усидчивость и трудолюбие, помогите им определить промежуточный этап в работе, закончив который, можно перейти к следующему по расписанию делу.

Долгие годы дисциплина сродни армейской, единомыслие, униформа, «единство требований», которое сводилось к контролю за уравнением всех и во всем, определяли порядки в школах и детских садах. Более того, государственные воспитательные учреждения в лице наиболее рьяных поборников «единства требований» пытались диктовать семье, распространяя свое влияние на все большую территорию. В результате личность и индивидуальность оказались на периферии педагогики. Духовный потенциал общества стал катастрофически снижаться, что отразилось и на культуре, и на экономике. Для выхода из сложившегося кризиса необходим новый человек — воспитание которого определялось бы не столько системой ограничений, сколько развитием способностей, эмоций и желаний.