«Лучше однажды, чем никогда!»

Вполне может случиться так, что первая попытка «активного воспитания» закончится неудачей. Не надо падать духом — это совершенно естественно. Ведь первое время Вы вынуждены вести борьбу не столько с ребенком, сколько с самими собой. Ум Ваш «знает» и «понимает», как надо поступать, а привычки, наша вторая натура, гнут свою линию и постоянно провоцируют нас на срыв. Если поначалу не все складывается удачно — не злитесь на детей, не злитесь на себя. Лучше подумайте, как бы «обмануть» наши въевшиеся глубоко рефлексы, как поставить их под контроль сознания. Скажу честно: весь первый год работы учителем я «начинал сначала» каждую неделю! Надеюсь, что Вы окажетесь намного способнее меня.

А кто-то может сказать: эту бы книгу да пораньше! А то дети большие, и «поезд ушел».

Эта позиция — совершенно упадническая. Вы что, завтра помирать собрались? Воспитание, как и общение, не прекращается никогда. И никогда не поздно изменить ситуацию к лучшему. Было бы желание.
«Главное в общении с ребенком — не думать, что нам все в нем понятно, а хотя бы прислушиваться к нему». (2).
«Трагедия общения родителей и детей заключается не в недостатке любви, а в недостатке умения общаться». (4). Так что приступим к обучению.

Новый стиль общения с детьми требует:

1. Родители и дети постоянно должны помнить о взаимном уважении.

2. Понимание должно предшествовать советам и наставлениям.

Родители должны не только внушать детям, что старших надо уважать, но и постоянно демонстрировать, что такое уважительное отношение. И вообще разумнее отказаться от формулы «Старших надо уважать!»

Правильнее: «Каждый человек достоин уважения».

Что бы ни натворило Ваше дитя, первое — внимательно выслушайте.

Второе — выразите сочувствие («Да, двойка по математике — это не самое радостное событие в жизни»).

Третье — сформулируйте вопросы так, чтобы ребенок сам признал степень своей вины, а не боролся против Ваших обвинений. Только таким образом можно воспитать самостоятельного и ответственного человека.

...«Ты считаешь, что во всем виноват Вовка? А твоей вины нет никакой? А сколько времени вчера ты готовился к контрольной, а? Давай-ка вместе подумаем, что оказалось самым сложным».

Если Вы убедитесь, что ребенок Вас не слушает, то немедленно:
—       прекратите чтение любых нотаций, откажитесь от обвинений,— дайте человеку отдохнуть от Вас и от Вашего раздражения,
—       отдохните сами и приведите в порядок свои эмоции. Ошибка взрослых заключается в том, что они воспитывают
ребенка — а это ограничение пределов и возможностей воспитания.

Проблему надо понимать так: с ребенком мы общаемся, но воспитать-то должны человека взрослого! И, чтобы не делить воспитание на «этапы», давайте сразу договоримся, что МЫ ВОСПИТЫВАЕМ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА, проводя его последовательно через детство, отрочество, юность— каждый период со своей спецификой общения.

С первых дней жизни мы должны относиться к своим детям так, как они в будущем должны относиться и к нам, и ко всем людям: предупредительно, уважительно, вежливо — культурно.