«Мой сын — лентяй»

Мы привыкли к тому, что детей с раннего детства «следует приучать к труду». Лень — «мать всех пороков».

Однако некоторые педагоги категорически заявляют: ленивых, детей нет! Те, кто не хочет работать на огороде, могут часами чинить велосипед или клеить себе шлем для мотоциклетных гонок могут сами построить для своих велосипедов и мотоциклов гараж. «Должны ли мы называть лентяем ребенка, который не готовит уроков, но по пять часов в день играет в футбол?». (5).

Вопрос о лености накоротко связан с воспитанием трудолюбия. Но понятие «трудолюбие» — не абстрактное, а весьма конкретное. То, чему человек научен, чем он увлечен,— это и составляет сферу его трудового энтузиазма. Мой брат, например, очень «ленился» на уроках немецкого языка в школе, а дома часами штудировал английский, разбираясь в дисках и текстах песен обожаемых им «Блэк Саббат» и «Ван Хален».

Поэтому, чтобы не внушать человеку леность, как черту характера, давайте пользоваться определениями осторожнее. Воспитать «трудолюбие вообще» можно, только постепенно расширяя круг «трудолюбия в частности». Кого эта тема волнует — обратитесь к книге С. Л. Соловейчика «Учение с увлечением». Один из моих товарищей благодаря этой книге не только отлично закончил школу, но и преуспел в изучении нескольких иностранных языков, психологии и философии, а также еще в чем-то, мне мало понятном.

Вернитесь к главе «Как поделить обязанности по дому?», там тоже есть несколько практических советов. ПОМНИТЕ:

1.       Мы воспитываем из ребенка ВЗРОСЛОГО ТРУДОЛЮБИВОГО ЧЕЛОВЕКА. Значит, результат наших педагогических усилий проявится в полную силу не завтра, а в далекой перспективе. Будем настойчивы и терпеливы. «Не пропадет Ваш скорбный труд...».

2.       Не говорите: «Лентяй!». Правильнее: «Я мечтаю о том дне, когда ты будешь заниматься математикой с таким же рвением, как сегодня ты увлекаешься картингом».