Сколько детей должно быть в нормальной семье?

«Организм человека рассчитан на то, чтобы рожать и воспитывать много раз. Нормальная природная семья — многодетная, с несколькими поколениями детей. Так рассчитан и организм человека и его инстинкты». (6).

В такой семье ребенок учится одновременно быть и старшим и младшим. Причем на старших часто возлагается значительная доля ответственности за воспитание младших.

Если в Вашей семье один ребенок, то есть опасность, что на долгое время он будет находиться в роли «только младшего», и, например, воспитание чувства ответственности, подготовка его к будущей семейной жизни в такой обстановке требуют специальной заботы родителей. Есть и другая крайность, когда старшие позволяют «дорогому и единственному» крутить собой как тому вздумается. Если при этом не щадится достоинство взрослых, то малыш со временем может превратиться в чудовище.

Есть разные причины, чтобы ограничиться одним или двумя детьми. И никто не вправе диктовать семье, сколько они «должны» дать обществу членов.

Трудности качественного воспитания в семье единственного ребенка можно решить сознательным расширением круга его общения и дружбы путем привлечения в Ваш дом не только его сверстников, но и ребят постарше. А когда Вашему мальчику или девочке стукнет за 7 лет, необходимо помочь им подружиться и с более младшими детьми.

Пример. Девочка 9 лет приводит домой мальчика 4-х лет и говорит матери: «Мы с ним немного поиграем. Я хочу показать Олегу свои игрушки». Женщина в ответ: «Ты бы еще младенца принесла! Уже давно в школу ходишь, а с детским садом расстаться не можешь. Господи, когда ты только повзрослеешь?»
Мама искренне не понимает, что ее дочь уже настолько повзрослела, что ей стали интересны маленькие дети. Чем раньше девочка (будущая мама!) научится заботиться и играть с малышами, тем легче ей будет потом воспитывать собственных детей.

Правильнее было бы не бурчать, а порадоваться. И после того, как девочка проводит Олега домой, сказать ей: «Какая ты у меня уже большая: заботишься о малышах. У тебя это здорово получается. Когда ты станешь мамой, ты найдешь общий язык со своими детьми, и они будут тебя очень любить».

Описанный случай является к тому же и примером полового воспитания. Многие почему-то думают, что задачей полового воспитания является лишь сообщение ребенку сведений об интимной жизни. Это чересчур узко и односторонне. Главное — с раннего детства воспитывать в мальчиках мужчин и мужей, а в девочках — жен и матерей, чтобы они осознавали разницу полов не только на «уровне писи», но и в объеме задач семейной и общественной жизни.

В книгах замечательного грузинского учителя Ш. А. Амонашвили Вы найдете множество исключительно тонких методов целенаправленного полового воспитания. Вот лишь один пример: после окончания урока из его класса всегда первыми выходят девочки, а мальчики стоят и ждут, когда все дамы пройдут.

Обращайте внимание на подобного рода мелочи. А когда Ваши дети играют с младшими — это очень важно для их развития как будущих педагогов, воспитателей своих детей.

Сколько детей будет в Вашей семье — решать Вам. Чем больше, тем лучше для их развития — при условии, что кто-то из родителей не прочь сидеть дома. Но если большое количество детей мешает Вам жить так, как хотелось бы, то ради сохранения счастливой и прочной семьи ее состав определяется решением супругов. Главное — не забывать обеспечивать каждому ребенку возможность самого широкого круга общения: со сверстниками и со старшими (на год, на три, на десять лет), с младшими и совсем с маленькими, со взрослыми и пожилыми. Тогда ребенок не замкнется на какой-то один, обедняющий развитие уровень; его развитие пойдет и вширь и вглубь. Развивающие функции многодетной семьи, кстати, выполняют и разновозрастные отряды.

В многодетной семье, особенно когда под одной крышей живут несколько поколений, включая дедушку и бабушку, широкое общение осуществляется автоматически. В малодетных семьях об организации такого общения должны позаботиться родители. Вот и вся премудрость.