Утренний подъем

«Мать не должна будить своих детей. Дети могут испытывать чувство неприязни к родителям, которые вечно тормошат их по утрам. Гораздо лучше будет, если научить детей пользоваться будильником».

Мы, как правило, о таких мелочах не привыкли думать. Однако психологи обращают на них пристальное внимание: именно мелочи быта питают затянувшиеся конфликты. Правомерность высказанного выше совета должны хорошо понимать мужчины, служившие в армии (особенно те, кто относится к «совам»): вспомните, пожалуйста, какие чувства будила в Вас команда «Рота, подъем!»? Мне постоянно хотелось метнуть сапогом в сторону дневального.

Поэтому лучше отвести от себя невольное раздражение детей. Для установления большего взаимопонимания можно даже отводить стрелку будильника на несколько минут назад, войти в детскую комнату после звонка и «разрешить» детям полежать еще минут пять. Дети, как правило, на такое поведение родителей реагируют очень хорошо и выходят к завтраку совсем с другим настроением.

Если дети любят музыку или мультики, после звонка сразу включайте магнитофон или телевизор. Особенно полезным этот совет может оказаться для родителей, у которых дети увлекаются рок-музыкой. Пусть она, а не Вы, прогонят сон. (Кстати, этот совет годится не только для детей. После того, как жена стала будить меня при помощи музыки, я стал просыпаться значительно быстрее и в такие дни всегда вставал с той ноги, с которой надо. Количество немотивированных внешне упреков с моей стороны резко снизилось).

Не торопите детей по утрам! Опаздывая, мы раздражаемся и выплескиваем свое скверное настроение на детей. Это несправедливо. За порядок и режим в доме несут ответственность взрослые. Именно мы, родители, задаем с утра тон и ритм. И дети не виноваты, если их родители такие же засони (есть в кого быть!).

Вместо понуканий разумнее подсказка:
—       Через пять минут за тобой зайдет Оля.
—       Завтрак будет на столе через десять минут.
—       Если ты хочешь, чтобы я подвез тебя на машине, то у тебя в запасе две минуты.

Такое обращение не унижает человека и, с другой стороны, нацеливает детей на самостоятельное распределение своих дел в пределах отведенного времени.