Воспитание вежливости

Ребенок учится вежливости, подражая родителям, которые демонстрируют (или НЕ демонстрируют) ее проявления.

Нельзя вежливость вбивать («Вынь палец из носа и скажи тете до свидания!»), лучше так: «Алеша, давай попрощаемся» — и первым протянуть руку (или поцеловать — у кого как принято). Если ребенок делает то же самое — не умиляться. Пусть сразу привыкает, что выражение вежливости для людей любого возраста— это норма.

Хочется привести несколько ситуаций из книги X. Дж. Джайнотта (4):

1.       Дети вмешиваются в разговор взрослых. Не стоит грубо их обрывать и ставить «на место». Подождите, пока они закончат свою реплику, и только тогда спокойно скажите: «Я думал, ты дашь мне закончить...».

2.       Бесполезно говорить ребенку, что он груб. Это не учит вежливости. Это одно из средств внушения отрицательных черт характера, сочетающееся с унижением личного достоинства человека. (Каждый раз, когда я слышу, что воспитатель подобным образом «исправляет» дурные черты, на замечание «Ты — хам!» хочется сказать: «А ты — дура (к)!», но... воспитание не позволяет).

3.       Не шикайте на ребенка в гостях. Лучше всего договориться с хозяевами, чтобы они сами определили круг запретов в их доме и указали своему неопытному гостю: «У нас не принято качаться на люстре!». Это подействует лучше, чем Ваши нервные попытки исподтишка призвать сына или дочь к «вежливости». (4).

Посмотрите еще раз главу «Искусство любить». Рассмотренные там примеры должны помочь Вам сориентироваться и в воспитании вежливости.