Воспитание страхом

          1. Запугивание
Чтобы ограничить активность ребенка, родители изобретают систему запугивания:
—       Не будешь маму слушать, тебя бяка съест.
—       Вот отдам тебя доктору!.. (Милиционеру, пожарнику, дворнику с метлой...).
—       Будешь пипку трогать — она отвалится!..

В результате такого воспитания поход в больницу или вызов врача на дом — трагедия и скандал. Только что счастливый ребенок вдруг начинает орать на всю набережную (мы и не догадываемся, что во всем «виноват» милиционер, что стоит на перекрестке). А на почве сексуальных страхов психопатологи не одну теорию разработали!
Стращая детей, мы:
а)       подавляем их активность, от чего повышается возбудимость и болезненность,
б)       вводим в сознание новые символы, вызывающие безотчетную тревогу и истерику.
 «Самое безобидное последствие всего этого — то, что напуганный ребенок боится оставаться один дома и тем самым создает родителям немало трудностей и неудобств...

Страх должен быть изгнан из мира детства. Это первая забота воспитателя». (5).

          2. Угрозы
Дети (особенно маленькие) часто воспринимают угрозу как приглашение повторить запретное действие.

Мы говорим: «Если ты еще раз кинешь в меня кубиком...» А ребенок слышит: «...Ты еще раз кинешь в меня...» — И кидает! Знакомая история?
Дети постарше воспринимают предупреждение как вызов собственной самостоятельности. И если у них воспитано чувство достоинства, то они обязательно докажут себе и другим, что ничего не боятся. (4).

Так что в любом случае угроза — не самое эффективное средство ограничения действий детей.

Угроза — это, скорее, свидетельство нашей лени. Вместо того, чтобы поиграть с ребенком или отвлечь его внимание, мы пытаемся его остановить окриком, беря на себя обязательство отомстить за непослушание. Ребенок часто принимает наш вызов, и вместо желанного успокоения начинается ссора с угрозой перерасти в драку.

          3. Крик
Иногда напряжение голоса воспитателя необходимо. Если ребенок движется к опасности, а мы далеко, то крик (как и любой другой сильный сигнал) может остановить человека.

Можно повысить голос, чтобы привлечь внимание расшумевшихся детей. Но после этого желательно перейти на нормальный тон беседы. Вместо крика в этом случае можно воспользоваться свистком.

Пользоваться криком постоянно — педагогически нецелесообразно. Тон общения всегда задает воспитатель. И если он часто орет на детей, то те в ответ занимаются тем же самым. Не раз я наблюдал, как мои коллеги крайне неприлично обзывались на детей. А когда те, обидевшись, говорили, что, мол, «сама ты дура», приглашались родители, «виновные» в воспитании «такого хулигана».
«Если ребенок в чем-то не удовлетворяет нас и если мы не можем пересилить себя и срываемся на брань, крик, то лучше всего оставить ребенка в покое, не помогать, не ругать его, потому что не так страшна двойка и все плохие отметки вместе взятые, как эти ссоры, крик и брань». (2).

Сегодня мы кричим на него, что он «тупой», а через два десятка лет услышим, что нас, оказывается, на пушечный выстрел нельзя подпускать к внукам. Стоит ли готовить себе такое будущее?
Совет: Мгновенно возбудимым взрослым людям следует держать при себе карточку, на которой было бы написано примерна следующее: «Посмотри на себя в зеркало, когда ты орешь. Ну и уродина!».

          4. Ирония
Когда ярость улеглась, некоторые позволяют себе обратиться к ребенку со словами:
— Иди сюда, дурачок!
«Родители часто употребляют эпитеты, которые больше подошли бы им самим». (5).

          5. Детские страхи
Величайший страх дети испытывают, когда им кажется, что родители их не любят. Никогда не надо угрожать ребенку, что родители бросят его. Ни понарошку, ни всерьез нельзя говорить, что его оставят (сдадут «в магазин», в детский дом). Если ребенок задерживает маму, ей надо без лишних слов помочь ему одеться, чем угрожать, что «мама уйдет одна». (4).

Ребенок, воспитанный на страхе, растет неуверенным в себе. Он боится всего, и от того, что боится, действует неумело, робко или наотрез отказывается что-нибудь делать. Это еще одна причина детского («тупого») упрямства. Из страхов формируется и стеснительность, которая мешает потом и детям, и раздражает родителей.
«Мать всех пороков — лень. А кто отец? — Страх. Поскребите любое дурное чувство человека и выглянет его основа — страх», (3).