Несправедливые требования к оценке

Девочка, учащаяся 3-го класса, совершенно правильно решила домашнюю задачу по математике, но в ответе сделала описку: вместо слова «ящики» написала «яблоки». Потом заметила ошибку и исправила. Зачеркнула одно слово и рядом написала правильное. В итоге за домашнее задание по математике она получила «3». Учительница объяснила оценку требованиями соответствующей инструкции, согласно которой нельзя исправлять и нельзя переписывать набело задание, если оно в чистовой тетради сделано с помарками.

Родители не стали убеждать педагога в том, что «бумажка ей важнее детской души». Увы, многие инструкции, которые ныне регламентируют труд учителей, с психологической точки зрения, составлены так, что отбивают желание учиться у многих детей. Учительница оказалась запуганной (по ее мнению, дисциплинированной), зависимой от своих начальников, от проверок — такой вот женщиной. Она убеждена, что поступает «по правилам». Выяснение отношений ни к чему хорошему бы не привело. Хоть и грустно иметь дело с настолько «дисциплинированным» педагогом, но родители не вправе выбирать учителя.

К счастью, они понимали, что девочка не виновата, и мать искренне сказала:
—       Какая досада! Ты решила такую трудную задачу, и эта маленькая оплошность помешала получить высший балл! Мне так жаль.

Девочка, ожидавшая наказания, настолько была поражена мамиными словами, что тут же стала ее успокаивать. Потом переписала начисто задачу без помарок, выполнила аккуратно новое задание и показала его:
—       Мамочка, не расстраивайся. Ты смотри, как сегодня здорово получилось.
—       Да, все решено верно, и написано очень красиво...

Думаю, если бы родители стали обвинять дочь в том, что она
«неряха», то мог разгореться спор о том, что «учитель специально придирается». Если бы взрослые начали перед ребенком ругать никуда не годную инструкцию, то показали бы пример, как можно любую неудачу свалить на «объективные трудности», что, несомненно, затормозило бы развитие самостоятельности и ответственности.

Описанный случай показывает, на мой взгляд, оптимальное разрешение конфликта: и ребенок не унижен, и личность «дисциплинированной» учительницы не задета, и желаемый результат — аккуратность при выполнении домашнего задания — достигнут. Без слез, без истерик и без угроз.

ПРАВИЛО. При неудачах сочувствуем, но ответственности с ребенка не снимаем. Вместе с детьми анализируем, как впредь избежать нежелательный результат.