Желания и поступки

Краеугольным камнем нового подхода к дисциплине является разграничение между желаниями и поступками.

Воспитатель ограничивает только поступки, но не ставит препятствий желаниям.

Отныне Вам рекомендуется все дисциплинарные проблемы анализировать и относить их в одну из групп:

Мы имеем дело с яростными действиями ребенка
1.       Вмешаться.

2.       Изолировать разбушевавшегося ребенка.

3.       Пока он находится в возбуждении, даже не пытаться говорить с ним или наказывать. Пусть придет в себя.

4.       В последующей беседе постараться понять, что послужило причиной его агрессии, и впредь избегать повторения ситуаций, чреватых срывом.

Ребенок испытывает чувство ярости
Иногда даже простое определение чувства, которое испытывает ребенок, помогает все поставить на свое место: «Я вижу, ты злишься». Ни в коем случае не оскорблять и не провоцировать человека на бурную ответную реакцию. Подавляйте в себе желание разом покончить со всеми проблемами. Главное — дать человеку перекипеть и успокоиться, а потом не напоминать ему о ссоре.

Есть взрослые, которые проявляют редкостное упрямство, настаивая на своем — стоит им заметить, что их требование встречает неудовольствие ребенка. Но это неразумно — упорствовать, видя, как распаляется человек. Не надо учить детей быстро приходить в истерическое состояние. Частые истерики не проходят бесследно: они чреваты осложнениями в психическом развитии. Но самое главное — дети научатся от Вас упрямству и обязательно превзойдут «талант» родителей: пострадаете и Вы, и Ваши внуки.

Коли уж случилось такое и дитя доведено до буйства — не вступайте с ним в бой! Оставьте одного. Если малыш бежит за Вами, чтобы показать, как он зол, без слов уйдите в другую комнату, на кухню, в ванную: не стоит приучать человека превращать свое дурное настроение в театр для близких. Пусть с самого раннего детства (1,5—2 года) учится «психовать» наедине с собой и не имеет правила оскорблять людей своими воплями и искаженной в истерике мордашкой. Но как только малыш затихнет — приласкайте и пожалейте: «Кто это так кричал? Какой-то чужой мальчик кричал. Наш Павлик хороший мальчик — тихий, спокойный». Поняв, что родители не сердятся, дети быстро успокаиваются, пытаются поскорее загладить свою вину. Если ребенку от 3 до 5 лет, то после полного успокоения проанализируйте вместе ситуацию, но старайтесь при этом не столько валить на него вину за шум в доме, сколько показать неразумность такого поведения.

Если Вы знаете, что Ваш ребенок легко возбудим и агрессивен, то погасить в нем эти качества можно лишь в результате длительной целенаправленной работы, когда воспитатель сознательно избегает ситуаций, способных спровоцировать взрыв эмоций. Такая политика не есть «вульгарное потакание слабостям». Это ставка на постепенное вытеснение «слабых» сторон за счет укрепления «сильных». Вызывая же сознательно ребенка на агрессию, мы тем самым только закрепляем эту реакцию, наивно полагая, что «боремся с пороком».

Пример 1: Ребенку 2 года. Категорически отказывается оставаться по вечерам с бабушкой. Стоит родителям вместе собраться в кино или к друзьям, дитя у порога устраивает такую истерику, что слышит весь дом. Он (она) бьет маму, вырывается из рук бабушки. Что делать?
Вариант А: «Поорет и перестанет. Привыкнет — замолчит».

Вариант Б: «Ах, так? Тогда и бабушка пусть одевается. Мы все уходим. Сиди и ори дома один!».

Вариант В: Родители остаются дома.

Вариант Г: выбираем либо А, либо В, но на следующий день сядем и подумаем, а в чем причина, что бабушка встречается внуком (внучкой) истерикой?
В нашей семье была аналогичная проблема. Сын до 2-х лет воспитывался дома, в основном родителями, и мальчик привык, что как только появляется бабушка, мама с папой уходят. Бабушка же работала и не могла бывать у нас слишком часто.

Мы предприняли целую программу по закреплению «положительной реакции» на бабушку. Например, предоставили ей право преимущественного вручения подарков. Попросили ее несколько дней подряд приходить к нам на небольшое время и в нашем присутствии играть с внуком: он видел, что мама и папа никуда не уходят и нервничал не так сильно, а потом и вовсе привык к тому, что бабушка — это не обязательно «родители из дому». А когда сын стал ходить в садик, бабушка брала его вечером домой. Ясно, что первое время малыш скучал и встречал «освободителя» с особым чувством.

Вскоре нам не нужен был ни один из перечисленных вариантов, потому что появилась другая проблема: мальчик не отпускал бабушку, когда она собиралась домой.

Пример 2: Учительница жалуется, что «юноша совершенно недисциплинирован и отказывается выполнять распоряжение директора и привести свою голову в порядок». Проблема прически.

Мой опыт знает несколько вариаций на эту тему.
1) Парню сделали намек насчет его «ослиных» ушей, и уже никакая сила не могла заставить его постричь волосы. Если человек пытается скрыть свой истинный или мнимый недостаток, лучше всего оставить его в покое.

2)       В старших классах мой брат увлекся музыкой «Квин», и я его стриг «под Роджера Тэйлора», в их облике было что-то общее. Когда его увлечение сменилось, стрижка сразу стала короче.

3)       Одному из моих учеников, живущему на очень неспокойной улице, достаточно было один раз намекнуть, что в драке удобно хватать за длинные волосы, как он тут же себя обезопасил.

4)       Я не любил ходить в парикмахерскую, потому что терпеть не могу сидеть или стоять в очередях. До сих пор стригусь только там, где нет очереди.

5)       Как постричь малыша?
Мой сын ни с того, ни с сего вдруг стал бояться парикмахерской. Орет и ни в какую не дает себя стричь. Пришлось несколько раз стричься самому, а сыну говорить: «Папа любит стричься» и при этом ему не предлагать испытать, что это за счастье. Не сразу, но рефлекс подражания сработал: ребенок изъявил желание, чтоб и его сделали «красивым».

6)       В группе учащихся, где властвовала мода на «гриву», у одного из пацанов вдруг появилась подруга, ставшая его личным парикмахером. Всегда со вкусом «оформленный», благоухающий, волосок к волоску, парень стал похож на рекламную картинку. Над ним посмеивались лишь одну неделю. А потом почти половина второкурсников заимела игольчатые стрижки.

Если у Вас нет возможности спокойно решить проблему прически, оставьте человека в покое. Ведь тем, кто сражается за свои волосы насмерть, они и ценны и в первую очередь потому, что привлекают активное внимание близких и учителей. Чем упорнее мы бьемся — за длину и цвет волос, против серьги в ухе или перстней на руках, тем больше возрастает ценность всех этих вещей. Спокойное отношение к внешнему виду предполагает и мирную реакцию на отдельные и ненавязчивые советы:
—       Андрей Юрьевич, вы не замечаете, что я ухо проколол?
—       Разве? Ты вот сказал, так я и заметил.
—       И вас это не пугает?
—       Нет. Но меня удивляет, что ты одел женскую сережку.
—       А что? Разве есть разница?
—       Ну конечно! Уж коли ты следуешь моде, то должен понимать разницу между мужской и женской бижутерией.
—       А в чем эта разница?
—       Вот с этого и надо начинать. Ты сними пока этот срам, а я поспрашиваю своих друзей, чтоб они нашли подходящее для тебя украшение...