Страницы: 1 2

Высшее медицинское образование

В результате планомерного развития сети мединститутов Советский Союз занимает первое место в мире по обеспеченности врачами, а некоторые союзные республики значительно превосходят по этому показателю развитые капиталистические страны. В 1970 г. в СССР насчитывалось 82 высших медицинских учебных заведения (74 медицинских, 2 стоматологических и 6 фармацевтических институтов) и 8 медицинских факультетов при университетах. Медвузы имеют в своем составе от одного до пяти факультетов (лечебный, педиатрический, санитарно-гигиенический, стоматологический, фармацевтический).

При некоторых мединститутах открыты факультеты усовершенствования врачей, а также факультеты по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава. Ряд мединститутов имеет в своем составе клиники, большинство клинических кафедр мединститутов развернуто на базе лечебно-профилактических учреждений органов здравоохранения.

В медвузы принимаются лица в возрасте до 35 лет, имеющие законченное общее среднее образование или диплом об окончании среднего специального учебного заведения и успешно выдержавшие конкурсные экзамены.

Подготовка врачей (лечебников, педиатров, санитарных врачей, стоматологов) в основном проводится на дневных отделениях с отрывом от работы; некоторые медвузы имеют и вечерние отделения, на которые принимаются лица, имеющие законченное среднее медицинское образование. Подготовка врачей-стоматологов осуществляется, помимо дневных, также на заочных отделениях. Принимаются на эти отделения только зубные врачи.

Некоторые фармацевтические институты (факультеты), кроме дневных отделений, имеют заочные отделения, куда принимают фармацевтов со средним специальным образованием.

Все медицинские институты состоят на государственном бюджете и работают по уставу, учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Высокое качество обучения достигается сочетанием различных форм учебной работы: лекции, практические занятия в лабораториях и клиниках, самостоятельная работа студентов, производственная практика и др. Учебными планами предусмотрено глубокое изучение общественных наук. На первых 5 семестрах проводится преподавание теоретических дисциплин (анатомия, физиология, химия и др.) примерно в одинаковом объеме для всех факультетов. На 3-м курсе начинается преподавание клинических профильных дисциплин. Для клинического обучения характерен принцип сочетания теоретической подготовки с приобретением разносторонних практических навыков по каждой из изучаемых клинических дисциплин. На всех клинических кафедрах значительное время отводится поликлиническому обучению. По окончании 3-го, 4-го и 5-го курсов студенты лечебного, педиатрического, санитарно-гигиенического и стоматологического факультетов проходят производственную практику в лечебно-профилактических учреждениях: после 3-го курса — в качестве медсестры (или по уходу за детьми в детских больницах для студентов педиатрического факультета), после 4-го курса — по основным клиническим специальностям (терапия, хирургия, акушерство), после 5-го курса — в качестве участкового врача-терапевта или педиатра или врача СЭС. Производственная практика на фармацевтических факультетах проводится по окончании 8 и 9 семестров (по технологии лекарств, фармацевтическому анализу, экономике и организации фармацевтического дела).

Окончившим медицинский институт считается студент, выполнивший полностью учебный план, сдавший все зачеты и экзамены, предусмотренные учебным планом, и выдержавший государственные экзамены. По окончании института молодые специалисты направляются на работу согласно государственному плану распределения.