Как вычислить здоровье?

Казалось бы, что общего у педиатрии и математики? Однако не будем торопиться с ответом...
Математика все больше и больше проникает во все сферы деятельности, в том числе биологические и медицинские. А раз медицинские, то и в педиатрию. Расширяется сфера использования вычислительных машин.
С их помощью, а также при содействии телевидения стала возможной передача на расстояние электрокардиограмм тяжелобольных в центр и консультация специалистов. Разрабатываются специальные программы по диагностике заболеваний на расстоянии. Но это не значит, что компьютер заменит врача. Он только его помощник; ведь без знаний заболеваний и опыта трудно создать даже элементарную программу, которую закладывают в машину.
Вспоминается такой случай. Академик Г. И. Марчук, возглавляя вычислительный центр Сибирского отделения АН СССР, решил помочь педиатрам в диагностике и прогнозе инфекционного гепатита — заболевания, протекающего порой довольно тяжело. В одной из клиник 2-го Московского медицинского института, руководимой академиком АМН СССР Н. И. Нисевич, были подобраны истории болезни больных детей. После математической обработки Г. И. Марчук создал формулу, по которой можно было предвидеть исход болезни печени у ребенка. Ее стали проверять в клинике. И странное дело. Машина часто предвещала счастливое окончание болезни, а дети умирали! И только когда в «формулу» ввели специально разработанный поправочный коэффициент — «опыт врача», машина стала прекрасно «работать», предсказывать, как будет протекать заболевание у ребенка.
Ясно, какая огромная работа предстоит в будущем по разработке подобных программ при многих болезнях у детей, протекающих тяжело. Математика оказалась необходимой для моделирования заболеваний, а также для создания диагностических машин, подобных той, которая уже создана для раннего распознавания врожденных пороков сердца у детей.
Накопление большого количества наблюдений по лечению больных и развитие вычислительной математики позволило поставить и начать разрешение задачи создания методов обработки на ЭВМ клинико-лабораторных данных по многим заболеваниям.
Интересное предложение сделали математики совместно с педиатрами для оценки тяжести течения дизентерии. Учитывая, что при заболеваниях различной тяжести степень выраженности каждого из симптомов болезни различна, была предложена их оценка в баллах:
0        — симптом отсутствует,
1        — слабо выражен,
2        — умеренно выражен,
3        — резко выражен.
Была создана довольно простая формула, по которой при поступлении оценивается состояние и назначается наиболее эффективное лечение.
На основе математической обработки данных созданы дифференциально-диагностические таблицы, которые с помощью машинной обработки помогают вовремя установить правильный диагноз. А как указывал еще в конце прошлого столетия С. П. Боткин, «правильный диагноз — это половина лечения». Но особенно большого прогресса от дальнейшего внедрения математики в педиатрию следует ожидать при создании конкретных биологических моделей болезни, предсказании характера течения заболеваний с целью предупреждения осложнений, а также для оценки особенностей ее развития.