Педиатрия

Педиатрия — это область клинической медицины, изучающая этиологию, патогенез, особенности клинического течения, лечения и профилактики болезней детского возраста с учетом анатомо-физиологических особенностей детского организма. В России основное направление педиатрии — профилактика заболеваний детского возраста; в стране имеется широкая сеть детских лечебно-профилактических учреждений. Государственная система лечебно-оздоровительных мероприятий обеспечивает гармоническое развитие подрастающего поколения. Важным достижением отечественной педиатрии является постоянное и неуклонное снижение детской заболеваемости и смертности.

Представим на минуту, что в мире нет детей. Все вроде бы то же самое: плывут корабли, летают самолеты, дымят заводы, тракторы пашут землю. И нет детей... А значит, все, что происходит в этом выдуманном, лишенном детей мире, — совершенно бессмысленно, никому не нужно, потому что все, что мы, взрослые, делаем — выращиваем хлеб, создаем машины, пишем диссертации и стихи — все это в конечном итоге мы делаем для будущего. А будущее — это дети.

В нашей стране всеобщего социального равенства существует только один привилегированный класс — дети. «Все лучшее — детям!» — таков был один из первых лозунгов молодой Республики Советов. Даже в самые суровые голодные годы гражданской войны и разрухи, самые тяжелые годы минувшей войны наш народ делал все, чтобы уберечь, накормить, одеть и обуть, дать необходимые знания юным гражданам страны.

Белоснежные дворцы санаториев на берегах теплых морей и среди лесистых гор, великолепно оснащенные школы и интернаты, ясли и детские сады — все это сегодняшний день советской детворы.

Предметом особого внимания нашего социалистического общества всегда была и есть постоянная забота о здоровье матери и ребенка.

20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила уникальный документ — «Декларацию прав ребенка», все ее 10 принципов: право на имя и гражданство, любовь и понимание взрослых, право на защиту и помощь, образование и здоровье...

На планете больше детей, чем взрослых: свыше 2 миллиардов. Это только одна из причин, почему 1979 год был объявлен Международным годом ребенка.
1 января 1979 г. в приветствии детям Л. И. Брежнев сказал: «Дети — это наше будущее, им придется продолжать дело своих отцов и матерей.

Они, я уверен, сделают жизнь на земле лучше и счастливее. А наш долг постараться, чтобы дети всех народов не знали войн, чтобы у них было спокойное, радостное детство».

В 1979 г. в Москве был торжественно открыт Всесоюзный научно-исследовательский центр по охране матери и ребенка. Этот не имеющий аналогов в мировой практике центр-дворец создан на средства от коммунистического субботника.

С первого дня своей жизни ребенок попадает в заботливые руки врача. Целая отрасль медицины — педиатрия, бдительно следит за тем, чтобы ребенок правильно рос и развивался. Научные исследования помогают врачу лучше понять особенности растущего организма. И прежде чем стать детским врачом (педиатром), надо ясно себе представить, а что такое педиатрия и в чем заключаются особенности работы медика, посвятившего себя детям.

Педиатрия — это наука о ребенке. Но сложность ее в том, что она занимается не только ребенком, но и имеет дело со взрослыми — родителями, родственниками.

Сколько страданий и надежд родителей и близких видит и чувствует педиатр! И сколько педиатру надо потратить знаний, душевных сил, умения, чтобы вернуть ребенку здоровье, а родителям — улыбку.

Желание человека, решившего стать детским врачом, изучить и познать творчески выбранную профессию, и есть первый шаг в выборе специальности. Но мало одного желания: нужны, как музыканту, — слух, особые человеческие качества: озаренная внутренним душевным светом любовь к детям, желание отдать всего себя этому благородному и святому делу — борьбе за здоровье ребенка.

...Я врач, а не литератор. Мне легче вылечить одного тяжело больного ребенка, чем написать об этом. Мое сегодняшнее обращение к молодому читателю, быть может, грешит некоторыми литературными недостатками. Я писал о том, что считаю главным в нашей педиатрической деятельности. Писал долго, урывками, потому что был занят основной своей работой — лечил детей. Быть может, многое и упустил, когда писал. Разговор-то слишком серьезный. Пусть же молодые, решившие идти в детские врачи, осознают, как это прекрасно и неимоверно трудно.

Если мои заметки кого-то увлекут и заставят задуматься над призванием в будущей жизни, я буду искренне рад.

В. А. Таболин, член-корреспондент АМН СССР

Вот и конец моего небольшого рассказа о тех, кто лечит детей, о болезнях, с которыми детские врачи чаще всего встречаются и которые они должны, просто обязаны победить.

Не всегда, не у каждого врача это получается.

Какая тому причина?

Сразу и не ответишь. Сложный, запущенный случай заболевания... Недостаток знаний, неумение пользоваться многообразными могучими средствами, которые сейчас под рукой у современных эскулапов... А может, усталость, равнодушие, лень? Не ходите во врачи, если в вашей душе хоть раз появятся равнодушие и лень!

...Завтра утренний обход в моей клинике. Войду в палату и увижу маленького больного человека. Он будет смотреть на меня требовательно и выжидающе. Он ждет от меня чуда. Я должен ему помочь...

Проверь себя

Если ты хочешь стать детским врачом или медсестрой, работающей с детьми, то ответь на такие вопросы:
     Умеешь ли ты успокоить младшего брата или сестру?

Знаешь ли, как ставить горчичник?

Делаешь ли сам и помогаешь ли своим младшим делать по утрам зарядку?

Знаешь ли, какие лекарства нельзя принимать, не посоветовавшись с врачом?

Спишь ли при открытой форточке?

Знаешь ли ты, что означает слово «деонтология»?

Можешь ли сказать, каким самым главным качеством должен обладать педиатр?