«А разве найдешь идеал?»

Не умея найти настоящего друга, подростки часто выбирают случайных ребят. Мечтая об идеале, стремясь его найти, они принимают за идеал нечто далекое от него. Их нередко привлекает вычурность одежды, своеобразная бравада, развязность манер некоторых непризнанных «героев». Они стремятся не отставать от них, воспринять их манеры, их языковый жаргон, подражать им.

Скромница-девочка выговаривает матери за то, что она рассуждает старомодно, отстало, не пуская ее в компанию на ночной праздник к известному «пижону» Владику Г. Ну и что, если он, по мнению матери, плохой,— у кого нет недостатков! И никакие уговоры не помогают, девочка плачет... Ей хочется пойти, ведь ребята (их будет всего три мальчика и три девочки!) будут одни... Если она не пойдет, ее прямо засмеют: «Подумаешь, деточка...». А несколько позже эта же скромница, которая по-прежнему мечтает вырваться из-под маминого контроля, будет дрожащей рукой писать лектору на диспуте записку: «Скажите, как быть, если многие теперь смеются над вашей скромностью... Кому она нужна? Говорят, что и девочкой быть (?) теперь не модно?».

Вот ведь как бывает! Рвутся наши подростки вперед, ищут новые идеалы, рубят с плеча старые. И попробуйте возразите Пете, что его друг Марина — совсем не идеал. Предполагается, что вы это сделали деликатно и осторожно. И сын не обиделся. И все-таки он вам на это может так ответить: «А разве идеал найдешь? У одной то, у другой другое».

В этой беседе вы обязаны подсказать сыну, что если человек пока и не идеал, он тем не менее обязан стремиться к совершенству. И на то у него друзья, чтобы помогать добиваться этого совершенства, если с подростком таких бесед не проводят, то возникает риск в будущем увидеть его разочарованным и несчастным.

Юноша лет 20, горько улыбаясь, говорит: «Знаете, как я женюсь? Выйду на улицу, оглянусь, увижу первую попавшуюся девушку.., познакомлюсь с ней и, если она не откажет, женюсь».

И на наш удивленный и растерянный вид он отреагировал так: «А чему удивляться? Искал, искал идеал свой, не нашел. Понял, что людей без недостатков нет. И у меня они есть, конечно. Вот и будем квиты». Вот к чему привела развившаяся с далекой поры детства упрощенность и некритичность в выборе друга.

Обязательно расскажите подростку о том, как относился к недостаткам А. С. Макаренко. Он советовал объявлять им войну, постепенно побеждать их. Если у человека есть двадцать недостатков, надо стараться исправить десять из них. Останутся еще десять. Успокоиться? Ни в коем случае! Надо убрать и эти! Кто лучше, чем друг, может помочь в этом? Настоящий человеческий идеал выковывается в упорной совместной борьбе друзей, стремящихся построить настоящую красоту отношений.

Настоящий друг — это самый сердечный и искренний человек. Он утешит добрым словом, когда его так не хватает! Он поможет делом, когда это нужно. Ну может ли сделать так друг, с которым встречается ваш подросток только потому, что живет с ним в одном доме? Сомнительно, что на такого друга можно всегда положиться.

Товарищи родители! Помогите детям восполнить тот пробел, который существует в воспитании их правильных представлений о дружбе и отношений в дружбе.

Тактично и осторожно (учитывая эффективность, бурность их чувств!) помогите им разобраться в друзьях, подскажите ошибки в проявлении равнодушия, черствости, некритичности к друзьям.

Зародите у подростков стремление стать лучше; достойнее, чище в дружбе! Подскажите им мысль о самовоспитании, докажите, что, только ежедневно и ежечасно работай над собой, улучшая свой характер, укрепляя волю, обогащая чувства, они могут стать людьми интересными, достойными, нравственно богатыми и чистыми.