Половое воспитание детей и подростков

В данном разделе в популярной форме рассказывается об анатомо-физиологических особенностях развития детей разных возрастных периодов, дана их кроткая психологическая характеристика. В разделе также вы найдете советы врача и педагога родителям по вопросам полового воспитания.

Рассчитано на широкий круг читателей.

Содержание

Нравственная основа полового воспитания
Роль семьи в общем и половом воспитании детей
«Самые лучшие на свете мама и папа»
О воспитании стыдливости
Несколько слов о манерах
Авторитет и личный пример родителей
Семейные традиции
Половая гигиена в дошкольном периода
Краткие сведения по анатомии и физиологии половых органов детей дошкольного возраста
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Товарищество как первая ступень дружбы и любви
Товарищеские отношения между мальчиками и девочками
Приучайте детей к выполнению семейных обязанностей
Половое воспитание детей младшего школьного возраста
Воспитание детей подросткового возраста
Хочу иметь друга!
О психологии подростка
Умеют ли они дружить?
Требования в дружбе? Зачем?
«А разве найдешь идеал»?
Родители должны научиться воспитывать
Девочки и мальчики
Последствия неправильного полового воспитания
Психологические особенности детей старшего школьного возраста
О юношеской любви
Влюбленность или любовь?
«Как подтверждается любовь?»
Чувством надо дорожить!
Бывает ли любовь с первого взгляда?
Половое воспитание детей старшего школьного возраста
Употребление алкоголя в юношеском возрасте — вредная и позорная привычка
Ранняя половая жизнь и ее последствия
Половое воздержание юношам не повредит!
Заключение

Половое воспитание подрастающего поколения — дело большой государственной важности. По мере роста научных, экономических и культурных достижений в стране обогащается и духовный мир нашей молодежи.

Считается, что если ребенок хорошо учится и примерно себя ведет, то половое развитие у него протекает нормально. Это — заблуждение. Даже при условии чрезмерного проявления половой возбудимости или при неправильном формировании половой направленности такой ребенок мало или совсем не отличается от здорового. Половые отклонения от нормы у возбудимого ребенка могут быть замаскированы, для их выявления требуется тщательное наблюдение родителей.

Эротические ощущения могут проявиться в очень раннем возрасте, по мере полового созревания интенсивность их нарастает, а формы проявления становятся более многообразными. Именно поэтому проблема полового воспитания является одной из самых трудных педагогических проблем, особенно при изолированном рассмотрении составляющих ее вопросов, Воспитать человека будущего, многогранно мыслящего, глубоко чувствующего — вот главная задача, лежащая в основе полового воспитания.

Целый ряд сложных и спорных жизненных вопросов ежедневно возникает в семье и школе, но ни одно учебное руководство, ни одна книга не могут дать готовых решений на каждый из них. Жизнь настолько многообразна, что едва ли в этом есть настоятельная необходимость. Наша задача — вооружить воспитателей, и прежде всего родителей, идеями, представляющими общие принципы советской жизни. Именно они составляют сущность этического воспитания, которое В. И. Ленин относил к числу важнейших задач.

В популярной медицинской литературе половое воспитание нередко сводится лишь к половому просвещению. Однако «половое воспитание» — понятие более широкое. Оно включает в себя не только воспитание полового чувства, но и общекультурные, этические и социальные особенности развивающейся личности. «Отдельно воспитывая половое чувство, мы еще не воспитываем гражданина» — писал А. С. Макаренко,— воспитывая же гражданина, мы тем самым воспитываем и половое чувство, но уже облагороженное основным направлением нашего педагогического внимания».

А. С. Макаренко убедительно и просто говорил, что умение владеть своими чувствами, воображениями, возникающими желаниями — это важнейшее умение, общественное значение которого еще недостаточно оценено.

В процессе общественного развития человека, особенно человека коммунистического завтра, половое влечение как биологическая основа ни с чем несравнимого человеческого чувства любви становится все больше социальной категорией, подчиненной сознанию и культуре. «Культура,— говорил А. М. Горький,— есть организованное разумом насилие над зоологическими инстинктами людей». Аналогичное высказывание мы находим у Ф. Шиллера: «Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце».

Действительно, человек высокой нравственности и культуры по-настоящему красив. В нем гармонично сочетается все, что дано человеку от природы и привнесено культурой.

Каково соотношение между воспитанием культуры социальной личности и вопросами, составляющими проблему полового воспитания? При одностороннем подходе к ним нельзя рассчитывать на плодотворное решение поставленной задачи. Высокая нравственная атмосфера и половое воспитание, взятые в отдельности, вне связи друг с другом, без взаимопроникновения, противоречат диалектическому пониманию вопроса.

В. Н. Колбановский, познавая психологический мир юношей и девушек, постоянно сталкиваясь с коллизиями первой любви, с различными половыми отклонениями в период полового созревания, пришел к выводу, что педагогические и медицинские науки оставили вне поля зрения вопросы полового воспитания молодежи, полагая, что высокая нравственная атмосфера, в которой развивается подрастающее поколение, сама по себе может явиться противоядием против влияния буржуазной идеологии и морали, проникающей в наше общество по различным каналам. Но дело обстоит сложнее, поскольку зрелость социальная наступает гораздо позднее зрелости физиологической. Поэтому под натиском нарастающего полового чувства возможно недисциплинированное поведение подростков по отношению к родителям, педагогам. Нескорригированное вовремя их авторитетом, оно может перерастать в аморальные проявления и даже социально опасные проступки.

Одна лишь пропаганда коммунистической нравственности, рассчитанная на высокую сознательность юношества, без проникновения в мир интимных переживаний, особенно в период повышенных половых интересов, без воздействия на эмоциональную сторону, в ряде случаев не достигает цели. Даже наши идеологические противники не могут не признать благотворного влияния социалистической нравственной атмосферы на духовный мир подрастающего поколения: в нашей стране полностью ликвидирована детская беспризорность, детская преступность составляет ничтожный процент по сравнению с капиталистическими странами. Все дети обязаны учиться.

В нашей стране по существу ликвидированы главные социальные корни преступности и аморального поведения. В то же время следует отметить, что среди подростков в период полового созревания до настоящего времени встречаются аморальные поступки на сексуальной основе. Для успешного полового воспитания недостаточно понимания роли и места молодежи в современном обществе; нужно, кроме того, ясно понимать мир волнующих интимных переживаний, неразрывно связанных с индивидуальными физиологическими особенностями возрастного периода.

Порочные половые привычки, аморальные поступки, попытки к потреблению алкоголя и ранней половой жизни определяются не только слабостью социально-культурных установок, полученных в процессе воспитания, но и биологическими особенностями в виде нарастающего в этот период полового влечения.

Поэтому плодотворное решение проблемы полового воспитания возможно, если наряду с социальными причинами будем учитывать и биологические факторы. Например, И. И. Мечников усматривал основную биологическую причину распространения онанизма среди юношей в дисгармонии природы. В период юношеской гиперсексуальности *, когда резко нарастает половое влечение и еще не может быть речи об интимной близости, юноши находят выход в половом самоудовлетворении **. Резкое повышение полового влечения в период полового созревания, вызывая новые биологические потребности и изменяя в связи с этим отношение человека к окружающему миру, предрасполагает к срывам высшей нервной деятельности (неврозам). Если молодой человек длительное время переживает сильное половое возбуждение, а обстоятельства требуют его затормозить, то может получиться «сшибка» между процессами полового возбуждения и вынужденным его торможением. Поэтому наряду со стимулированием у подростка побудительных мотивов к облагораживающим формам поведения родители должны внимательно следить за изменениями его поведения и психического состояния. Грубость, вспыльчивость, раздражительность, нетерпеливость, излишнее упрямство должны расцениваться как первые проявления невроза, вслед за которым могут последовать нездоровые половые привычки, а в ряде случаев и аморальные поступки.

Несмотря на сформировавшиеся в процессе воспитания культурные навыки и высокую идеологическую подготовку, подростка нельзя оставлять наедине с сексуальными переживаниями. Ему необходимо своевременно разъяснить особенности переходного периода, научить сдерживать пробудившееся повышенное половое чувство, помочь найти свое место в мире интересных и увлекательных занятий.

Родители и педагоги должны внимательно следить за проявлениями детской и юношеской сексуальности, чтобы вовремя обеспечить предупредительные мероприятия, а если потребуется, и врачебную помощь.

* Гиперсексуальность — повышенный половой интерес.
** Иными словами, в онанизме.