Проблема половой морали

Решение проблемы половой морали осложняется явлениями акселерации интимностью сексуальных переживаний, склонностью детей держать их в тайне. Огромный вред воспитанию наносят необоснованные подозрения, сплетни, ненужные намеки в адрес добрых чувств подростков и первых проявлений их искренней дружбы и любви.

В процессе полового воспитания необходимо сообщить подростку основные сведения по общей и половой гигиене, предупредить его о физических и моральных последствиях ранней половой жизни и возможности венерических заболеваний, обеспечить комплекс мероприятий, препятствующих формированию привычек к употреблению алкоголя, курению, мастурбации и других сексуальных наклонностей.

Родители, а вместе с ними и педагоги, обеспокоены ранними браками, а иногда и фактами раннего начала активной половой жизни, которая у некоторых юношей и девушек начинается в возрасте 15—16 лет. Подобные факты встречаются преимущественно там, где родители не сумели вовремя вмешаться в мир интимных переживаний ребенка или, заметив у него ненормальные сексуальные влечения, пошли по неправильному пути ограничения и запрета контактов между мальчиками и девочками. Упрямство подростка, его склонность к парадоксальным реакциям зачастую вызывают действие, противоположное нашим стремлениям и желаниям. Ни строгий запрет родителей, ни религиозная Мораль, воспитывающая детей в духе отрицательного отношения к половым переживаниям, не решают проблемы полового воспитания. Следовательно, при властном пробуждении полового чувства родители должны стремиться не к проповеди полового воздержания, а к глубоко продуманному переключению кипучей энергии молодого человека на спорт, туризм, научные познания и трудовые подвиги, мир искусства и литературы. Высокие моральные качества родителей, подкрепленные жизненными примерами,— основное условие правильного полового воспитания детей.

Одновременно с воспитанием культуры социальной личности следует помочь подросткам правильно ориентироваться в их пробуждающихся чувствах с тем, чтобы школьники старших классов, а также студенты могли различать истинную любовь от сопутствующего ей чувства влюбленности, увлеченности, симпатии. Родители, авторитет которых в этом вопросе должен играть решающую роль, должны убедиться сами и объяснить детям, что симпатизировать и увлекаться — еще не значит любить. Любовь требует проверки временем, а симпатия, увлеченность и даже влюбленность — такие категории, в которых преобладают элементы случайности, кратковременности. Народная мудрость гласит — разлука для влюбленных, что ветер для пламени: легкую — гасит, сильную — разжигает.

Половые проявления ребенка за последние годы все чаще привлекают внимание врачей и педагогов. Многие из спорных вопросов становятся теперь более понятными и очевидными. Так, при изучении характера и форм половых проявлений у детей было установлено их поразительное разнообразие — от скрытых и замаскированных форм, нежных и ласковых проявлений по отношению к своему избраннику или избраннице, до проявлений, когда половые отношения носят открыто грубый характер, что свидетельствует о патологических отклонениях в психическом развитии ребенка. Такие дети нуждаются не только в специальных мерах воспитания, но и в специальных врачебных воздействиях.

Вопросы полового воспитания требуют значительного умения, особого такта и большой чуткости. Приемами правильного спокойного воздействия на возникающее половое любопытство должны владеть не только воспитатели и педагоги, но в значительно большей степени и родители. Если в умственном и физическом развитии детей школа и семья выступают в роли равноправных участников, то в вопросе предупреждения половых отклонений решающая роль принадлежит родителям. Врачи и педагоги могут осветить этот вопрос с естественнонаучной точки зрения. Например, учитывая анатомо-физиологические особенности определенного возрастного периода, они могут с с группой в 15—20 учащихся провести беседы об общей и половой гигиене, о товариществе, дружбе, любви, показав духовные порывы этого исторически оправданного благородного чувства, которое обогащает и возвышает личность человека. Под влиянием таких бесед они начинают уделять больше внимания своему внешнему виду, стараются быть вежливыми, с большим уважением относятся не только к старшим, но и к сверстникам.

Родители в свою очередь должны предостеречь подростка от некоторых крайностей первой любви (ранняя половая жизнь, беременность, венерические заболевания, перспектива бездетного брака и т. д.). О таких эксцессах следует говорить в виде намеков как о возможных ошибках (но роковых!) первого полового чувства.

Педагоги, раскрывая на повседневных примерах сущность коммунистической морали, и врачи, освещая анатомо-физиологические особенности половой функции с естественнонаучной точки зрения, закладывают фундамент, на котором родителям легче направлять поведение детей в плане наиболее интимных психологических переживаний. Неумелое вмешательство педагога в мир сексуальных переживаний учащихся может оставить нежелательные последствия. Например, разговор педагога, воспитателя, врача о патологических половых привычках с группой мальчиков или девочек таит серьезные опасности, так как многие дети во время подобных бесед не только впервые об этом узнают, но и пытаются при первом удобном случае проверить услышанное на практике. К этому предрасполагают особенности детской фантазии, впечатлительность, повышенная внушаемость.

Проникновение родителей в психический мир ребенка, их внимательное наблюдение за пробуждением и развитием полового чувства предупреждают упомянутые выше «роковые» ошибки. Появление повышенного полового любопытства в раннем детском возрасте должно настораживать родителей, так как оно без их влияния может стать причиной формирования нездоровых половых привычек и болезненно измененной психики.

Для успешного решения задачи полового воспитания детей родители должны быть вооружены основными педагогическими и медицинскими познаниями, чему и посвящается данная работа. В ней рассматриваются: а) личная и половая гигиена, раздельно мальчиков и девочек, в различные периоды жизни; б) предупреждение формирования порочных навыков и привычек; в) становление чувства товарищества, дружбы и пути перерастания их в искреннюю любовь.

Отдельная глава посвящена раскрытию сущности коммунистической морали, поскольку она составляет основу полового воспитания, торможения полового инстинкта привнесенной культурой и другими побудительными мотивами к более высоким формам поведения.

Если в процессе воспитательной работы будут недоучитываться перечисленные требования, то мы не сумеем достигнуть гармонического развития личности ребенка. Возникшие несоответствия (дисгармонии) могут явиться причиной детской нервности и способствовать возникновению половых отклонений.