О психологии подростка

Каковы те изменения, которые происходят в психическом развитии подростков?

В отличие от младших школьников, подростки уже умеют не просто добросовестно выучивать учебный материал, но и систематизировать, обобщать и анализировать его. Их память обогащается новыми понятиями, она становится смысловой, способной не просто механически воспроизвести услышанное, но и осознать, детализировать его, сделать выводы. Мышление становится все более и более абстрактным, способным к логическому анализу изучаемого. Об отвлеченных понятиях, например о героизме, красоте, счастье, подросток уже умеет говорить серьезно, критично. Если раньше на вопрос, что такое героизм, он отвечал конкретно: «Это летчик Маресьев» или «Это когда человек ничего не боится», то теперь, особенно старший подросток, отвечает по-иному: «Это черта характера, свойство человека». Для внимания подростка свойственна специфическая избирательность: он может увлечься новым делом и при этом быть очень сосредоточенным и в то же время забыть о других, менее интересных для него делах и быть к ним недостаточно внимательным.

Особенно заметны изменения в воображении подростка. Ему становится свойственным воображать себя героем космоса или пограничником. Подросток понимает, конечно, что это пока далекая мечта, но все равно она очень дорога, так как украшает его жизнь и ставит перед ним много задач для достижения будущей мечты.

В этом возрасте интенсивно формируется и воля подростка, которая заключается в умении преодолевать трудности во имя намеченной цели.

Мечтая о героическом, подросток стремится подчас уже сегодня вести себя, как герой. Он отказывается от сладкого, а то и от пищи, «хочу проверить, смогу ли быть таким, как Люба Шевцова, как краснодонцы, которые голодали». Еще не умея правильно развивать волю, дети нередко придумывают для себя искусственные трудности: спят на гвоздях, «как Рахметов», ползут по карнизу крыши многоэтажного дома и т. п. Но в то же время они не умеют отказаться от соблазна посмотреть телевизор, когда надо учить уроки, и от много другого.

Долг взрослых — помочь подросткам побеждать — нежелание трудиться, лень, зазнайство и эгоизм, грубость и т. п.

Огромное значение для управления своими чувствами, для проявления в нужный момент выдержки, самообладания, терпения имеет сила воли.

Вступая в дружеские отношения друг с другом, мальчики и девочки, юноши и девушки должны уметь сохранить чистоту этих отношений, остаться целомудренными и сильными духом.

Чувства подростка противоречивы: он то бодр, весел, жизнерадостен, то вял, скучен, молчалив, то мечтает о героическом подвиге, а то неуверен в себе, во всем сомневается.

Подростку свойственны аффективные вспышки: он может заплакать из-за пустяка, нагрубить, громко засмеяться. Нужно очень внимательно присмотреться к нему и выявить причину перемен в его чувствах. Такой причиной могут явиться эротические мысли, попытки самоудовлетворения (онанизма), которые возникают у него и тяжелым бременем остаются в сознании.

Подростки не всегда бывают чуткими и друг к другу и к взрослым. Видя внимательное отношение мальчика к девочке, они могут зло высмеять их, быть жестокими и черствыми к своим товарищам и в то же время способны чувствовать горе людей и помогать им.

Противоречивость чувств, настроения подростка нередко и приводит к конфликтам со взрослыми, которые, не разобравшись в увиденном и услышанном о нем, стремятся выдать поскорее строгую меру взыскания.

Мы очень коротко назвали лишь некоторые психические особенности подросткового возраста. Среди них особое значение в организации правильного полового воспитания в семье имеют, несомненно, чувства, прежде всего выражающие отношение ребенка к представителям другого пола.

Если для младших школьников преобладающим отношением со сверстниками является товарищество, организуемое без разграничения, отбора, то для подростков, при сохранении этого чувства, преобладающей все-таки становится дружба. Поэтому воспитание детей-подростков разного пола обязательно включает в себя как важнейший элемент воспитание чувства дружбы, правильного общения с повзрослевшими товарищами, уважения особенностей их пола, их достоинств и стремлений. Воспитание пола ставит серьезную задачу перед родителями — научить ребят красоте дружеского общения, чистоте и целомудренности отношений.