Роль семьи в общем и половом воспитании детей

Советская семья имеет все возможности для воспитания высоконравственного молодого человека, поскольку она складывается и развивается в условиях построения коммунистического общества.

Основными предпосылками для организации семьи в нашей стране являются глубокие нравственные чувства вступающих в брак, их стремление к развитию, упрочению и закреплению этих чувств.

Мужчина и женщина имеют равные права и обязанности по отношению к обществу и к труду, к самим себе и к детям. Одной из их важнейших обязанностей является забота о воспитании детей, рассматриваемая в Программе КПСС как один из принципов морального кодекса строителя коммунизма.

Семья в нашей стране представляет собой маленький коллектив, «первичную ячейку общества», имеющую свои задачи, интересы, традиции, которые, как правило, совпадают с задачами и интересами общества.

Советское государство оказывает семье всестороннюю помощь, в частности помощь в воспитании детей. С этой целью создаются детские ясли, сады, общеобразовательные школы (в том числе школы продленного дня, школы-интернаты), детские лечебные санатории, оздоровительные лагеря и др.

В последние годы широко развернулась педагогическая пропаганда для родителей, созданы университеты педагогических знаний, родительские лектории, увеличилось число консультаций и семинаров для родителей в школах. Все это создает условия для обеспечения в семье здоровой нравственной атмосферы, формирующей личность ребенка. А это особенно важно потому, что становление нравственного облика человека наряду с интенсивным развитием его физических и психических качеств происходит в годы раннего детства.

Будучи первыми воспитателями, родители несут большую ответственность за формирование у детей правильных нравственных представлений и понятий, чувств и привычек. Важнейшей их задачей в связи с этим является создание в семье атмосферы правильных, здоровых взаимоотношений. Какие же моменты определяют нравственную основу семьи? Прежде всего это правильные отношения родителей по отношению друг к другу, их дружба, любовь, взаимное уважение. Это, кроме того, высокий нравственный и культурный облик супругов, проявляющийся в их достойных поступках, в стремлении быть для детей примером для подражания. Это — активное и творческое отношение родителей к труду, добросовестное выполнение ими своего гражданского и общественного долга. Это — умение родителей правильно воспитывать молодое поколение, понимая государственные задачи и опираясь на педагогическую науку. Это, наконец,— стремление родителей к совершенствованию своей личности, к приобретению новых знаний, к постоянному движению вперед.

Если каждая семья организует свою жизнь таким образом, можно с уверенностью сказать, что общество получит в будущем достойное поколение всесторонне развитых, физически здоровых, нравственно чистых и духовно богатых граждан. Но, к сожалению, пока еще не каждая семья выполняет свой общественный и государственный долг по воспитанию детей. Еще встречаются родители, относящиеся к детям равнодушно, поверхностно и легко, совершающие безнравственные поступки, некритически относящиеся к своему поведению, не желающие трудиться. Все это отрицательно сказывается и на воспитании детей, приводит их к различным отклонениям от нравственных норм, нарушениям в физическом и психическом развитии. В такой семье вырастает нервный, неуравновешенный человек с извращенными вкусами и потребностями. И нередко это приводит к тому, что уже никакие положительные воздействия не помогают — напрасны усилия учителей, работников детских комнат милиции, общественников. В нашей стране люди стремятся сделать все возможное для спасения человека, но спасти его удается не всегда. В таком случае его изолируют от других детей, помещают в колонию. И вот только тогда нередко слышатся запоздалые голоса раскаявшихся родителей: «А ведь все могло быть иначе!».

Чтобы уберечь детей от столь непривлекательного будущего, родителей от тяжелых переживаний, связанных с последствиями неправильного общего и полового воспитания, мы постараемся осветить некоторые важные вопросы формирования личности ребенка в условиях семьи.