Умеют ли они дружить!

Что представляет собой дружба подростков? Каков ее характер?

Дружба подростков, в отличие от товарищеских отношений младших школьников, носит избирательный характер. В классе у вашего сына много товарищей, но мало друзей.

Часто подростки задают взрослым вопрос: «Как выбирать друга?» Сами они строят догадки, возражают, спорят. Вот некоторые их высказывания: «Дружбу завести очень просто: можно на любой прогулке подойти к любой девочке, которая, конечно, нравится, и предложить ей дружбу» (Олег И.).

«...Если хочешь дружить, надо написать записку и предложить дружбу» (Надя В.).

«...Неудобно говорить о дружбе, тем более в школе. Ребята смеяться будут. Лучше позвонить по телефону и сказать».

Каких только догадок не делается! Нужно помочь ребятам понять, что искренние и добрые чувства проявляются естественно, без всяких «придумываний». Им нужно объяснить — готового рецепта здесь быть не может. Часто дружеские отношения как бы возникают сами собой и, если родители правильно и спокойно относятся к ним, протекают очень интересно для обеих сторон.

Итак, дружба начинается по-разному. Ваши дети, возможно, спрашивают вас и о том, какого человека лучше всего назвать другом.

Не удивляйтесь, они действительно еще недостаточно ясно представляют себе основы дружбы. Об этом, к сожалению, почти не говорят ни родители, ни учителя начальной школы. Да и в средней школе (что греха таить!) разговор сокровенный, нужный, доверительный либо возникает когда-то, в шестом классе, либо не практикуется вовсе.

Потому, наверное, и становятся возможными такие ответы ребят-подростков в анкетах:
Вопрос: Почему ты выбрал(а) другом В.?

Ответы: 1) Потому, что Г. красивая (Витя С., седьмой класс).

2)       Потому, что Сергей хорошо танцует (Рая В., седьмой класс).

3)       «Я и не выбирала другом Н. Просто он подошел и предложил. И я согласилась. Наша дружба не интересная, просто ходим по улице. Хотелось, чтобы друг нравился, да у нас не из кого выбрать» (Соня Т., седьмой класс).

Бывали и такие ответы:
4)       «Я дружу со Славой Н. Он мне не очень нравится. Но он хорошо живет, у него есть свой приемник, проигрыватель и даже мотоцикл. Иногда он меня катает на нем. Правда, Слава грубый и развязный парень, но с ним весело. Конечно, у меня таких условий нет» (Таня Л., седьмой класс).

Вы видите, Таня ничуть не смущается, признаваясь в своей очевидной корысти в дружбе. Она готова даже поступиться своим достоинством и терпеть грубость и развязность друга, только бы хоть в какой-то мере пользоваться его благами. Она явно сожалеет, что у нее самой нет этих благ и, завидуя Славе, прощает ему многое.

Как видите, ответы семиклассников свидетельствуют о довольно легком, поверхностном отношении к дружбе. Кто знает, не укрепится ли такое отношение в сознании ребят и не станут ли они и в будущем так же легко, а при случае и корыстно, создавать семью?

У младших подростков бывали такие ответы на тот же вопрос: «Дружу с Г. потому, что близко живем».

«Мы дружим с К. потому, что он мне помогает по алгебре». «Дружим мы потому, что обе любим вышивать, и вот, сделав уроки, сидим вместе и занимаемся любимым делом» (подруги Алла и Зина).

Эти ответы пятиклассников также показывают, что мотивы дружбы у ребят — самые разные, но, что немаловажно, не очень серьезные. Как видно, правы те ребята, которые вместо ответа написали нам свой встречный вопрос: «Бы спрашиваете, почему мы дружим. А мы и сами не знаем, почему. Просто так, наверное. От нечего делать: одному ведь скучно. А вообще нам никто про это не объяснял» (Сима С., шестой класс).

Да, жаль, что «про это не объясняли». Но раз имеет место безразличие взрослых к таким важным вопросам воспитания, необходимо, пока не поздно, объяснить детям сущность настоящей дружбы. И путь они поймут, что дружить— это не просто, это очень и очень серьезно!

Один восьмиклассник сказал: «Подумаешь, что тут особенного — дружба? Ну, дружили... Не захотели дружить, спокойно разошлись. Даже с радостью. И я на другой же день найду себе нового друга. Теперь поговорка-то поменялась, теперь говорят «новый друг лучше старых двух!».

Видите, как просто — захочу дружу, захочу нет, найду и другого. Опасное начало становления отношений человека с людьми! А ему предстоит жить в семье и жить надо счастливо и долго, не с сотнями, а с одним, -только с одним человеком! А вот готов ли он будет к такой жизни?

Значение истинной дружбы огромно: она возвышает человека, она поддерживает и окрыляет, не дает ему скучать, быть одиноким, несчастным, обиженным.

Недаром в народе говорят: «неразделенное горе — двойное горе, а разделенная радость — двойная радость». О значении настоящей дружбы слагают песни, стихи, пословицы.

«В дружбе — правда», говорит народная мудрость. «Кто друг прямой, тот брат родной», «Сам погибай, а друга выручай».

Видите, сколько благородных требований к друзьям заключено в этих коротких словах!